В Белоруссии вырос спрос на поддержанные иномарки
По дороге в гараж, где стоит моя машина, я прохожу три автокомиссионки. В последние недели тут оживленно. Одно за другим подъезжают такси с покупателями, многие из них - россияне. И выставленных на продажу автомашин заметно прибавилось. На лобовых стеклах частенько прикреплена записка: "проходная на Россию". В Государственном таможенном комитете Беларуси подтвердили мои наблюдения. Хотя на белорусско-российской границе какого-либо контроля за перемещением легковых автомобилей нет, участились обращения в ГТК российских граждан за подтверждением того, что купленный ими в Беларуси автомобиль был ввезен сюда легально и пошлина за него уплачена.
В чем причина повышенного спроса? Обратимся к предыстории. Беларусь еще в последние годы существования СССР, когда граница приоткрылась для простых граждан, стала для российских автомобилистов своего рода "окном в Европу". Многие местные жители неплохо зарабатывали, перегоняя оттуда подержанные иномарки, которые затем активно скупали россияне. Однако с обретением независимости Россия и Беларусь повели разную таможенную политику в отношении такого рода товара. Россия ввела высокие пошлины, поддерживая свои автозаводы и завлекая крупных инвесторов. У Беларуси не было таких амбиций, и она ввела льготное таможенное оформление иномарок, что, впрочем, приносило госказне до 600 миллионов долларов в год. В условиях Союзного государства эта разница в подходах не раз становилась предметом обсуждения. Возможность устранить различия появилась только при создании Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. К настоящему времени ввозные пошлины для автодилеров и других юридических лиц уже выравнены, фактически подняты в Беларуси до российского уровня. Однако простые граждане, ввозящие авто "для себя", еще пользуются льготами. За ввоз машины возрастом до 10 лет они платят 0,4 евро за каждый кубический сантиметр внутреннего объема двигателя - в 7 - 10 раз меньше, чем в России. Эта разница и стимулирует приток оттуда новой волны покупателей.
- Нужно, однако, учесть, что беспошлинно в Россию можно ввозить только машины, доставленные и прошедшие таможенную очистку в Беларуси до 1 января 2010 года, - пояснил корреспонденту "СОЮЗа" начальник управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Беларуси Сергей Полудень. - В противном случае разницу до пошлин российского уровня придется доплатить.
Сказать, что в эти дни белорусы массово бросились пополнять семейный бюджет за счет россиян, было бы неверно. Общий ввоз иномарок в страну, как и в прежние годы, в 2010 году составил около 200 тысяч машин. Однако если раньше было примерное равенство между ввезенными юридическими и физическими лицами, то теперь фирмами было ввезено всего около 10 тысяч новых иномарок. Остальное - простыми гражданами. Однако, похоже, вскоре чаша весов качнется в другую сторону. В соответствии с предварительно подписанными документами уже с 1 июля нынешнего года таможенные пошлины на ввоз иномарок в Беларуси, России и Казахстане будут унифицированы. И хотя официальных решений пока нет, скорее всего, платежи будут повышены до российского уровня. Ввозить подержанные иномарки в Беларусь станет невыгодно.
- Зато у людей появится привычка покупать автомобили в салонах, - убежден Олег Хусаенов, председатель совета директоров международного автомобильного холдинга "Атлант-М", активно продвигающего иномарки в Беларуси, России и Украине. - В России дела идут прекрасно. И в Беларуси, я считаю, рост продаж увеличится в несколько раз за ближайшие годы. На этот рынок придут новые инвесторы.
У эксперта и главного редактора крупного автомобильного издания Юрия Лихуты несколько иной взгляд на будущее. По его мнению, многим жителям Беларуси придется осознать, что 20 лет эксплуатации для машины не предел. В то же время придет и понимание того, что лучше ездить на новенькой малолитражке, чем на видавшей виды BMW 7-й серии.
Пришлось услышать и такую точку зрения: когда пошлины выравняются, уже жители Беларуси отправятся в Россию за "колесами".
- Три страны образуют общий рынок, свободный для перетока товаров, в том числе автомобилей, - подтверждает Сергей Полудень такую возможность. - В том числе автомобили из Беларуси в Россию и наоборот можно будет перемещать свободно. Некоторые дилеры уже делают заказы на ввоз определенных моделей иномарок российской сборки. Исключением будет автотехника, ввезенная в Беларусь после 1 января 2010 года и до 1 июля нынешнего. Если с этой даты будут приняты единые пошлины для физических лиц.
Поспешат ли белорусские покупатели в российскую глубинку - зависит от цен. Открываю несколько белорусских и российских интернет-сайтов, сравниваю цены на иномарки. Нахожу в Уфе популярную в наших странах "Ауди А6 универсал" 2001 года за полмиллиона российских рублей. В Минске, судя по объявлениям, аналогичную можно приобрести от 300 до 350 тысяч российских рублей. Несколько дешевле и новые иномарки из салона. Как изменятся эти пропорции после унификации таможенных пошлин - сказать трудно. Все зависит от намерений и возможностей продавцов и покупателей. Пока кто-то в Беларуси грустит о том, что в будущем не сможет относительно дешево купить приглянувшуюся подержанную иномарку, деловые люди, напротив, ждут не дождутся, когда три страны образуют единое поле для ведения автомобильного бизнеса.
- У Беларуси появился шанс создать свое сборочное производство, - считает Олег Хусаенов. - Раньше его не было, поскольку рентабельность начинается при сборке 12 тысяч автомобилей одной модели, а для местного рынка это много. Вторая возможность для Беларуси - развивать производство комплектующих, в которых остро нуждаются российские сборочные заводы. Весь прошлый год мы обсуждали это направление в Правительстве и пришли к выводу, что без привлечения крупных иностранных инвесторов вряд ли обойтись. Надо создать им условия, как в Калужской области, где появились свои автограды.
Беларусь уже ощущает повысившийся интерес зарубежного бизнеса. Запланировано вложение 55 миллионов долларов в развитие автосборочного СП под Минском, а его мощность возрастет до 30 тысяч иномарок в год. Имеется в стране и около десятка автоагрегатных заводов, поставляющих комплектующие на крупнейшие автозаводы России. Здесь есть квалифицированный персонал, конструкторские наработки. Нужны инвестиции для реконструкции цехов. Однако так ли нужно ждать для этого иностранцев? Помнится, очередную научно-техническую программу развития автомобильной промышленности Союзного государства планировалось посвятить как раз автокомпонентам. По каким-то причинам эта идея не нашла развития. Может, с созданием Таможенного союза и единого экономического пространства есть смысл к ней вернуться?