На МАКС-2011 в Жуковском будет представлен макет пилотируемого космического корабля нового поколения. Но не полномасштабный
"Макет будет. Но не полномасштабный, - заметил президент РКК "Энергия", генеральный конструктор, член-корреспондент РАН Виталий Лопота. - Делать его сейчас ради демонстрации, тратить лишний ресурс, я считаю, нецелесообразно.
Напомним: в апреле 2009 года РКК "Энергия" победила в тендере на разработку эскизного проекта перспективного российского пилотируемого космического корабля. Базовая модификация корабля предназначена для доставки на орбиту и возвращение с нее экипажа из шести человек при автономном существовании до 5 суток. На борту лунной модификации должны помещаться четыре космонавта при автономном полете до 14 суток.
Требованиями Роскосмоса также предусмотрено, что управление кораблем осуществляется одним пилотом. При старте экипаж должен испытывать перегрузки не больше 4g, а при посадке в штатном режиме не более 3g. Корабль рассчитан на многоразовое (до 10 полетов в космос) использование. При этом надежность не должна опускаться ниже 0,995.
В 2015 году планируется провести беспилотный запуск нового корабля, а в 2018 году отправить его на орбиту с экипажем. Для проведения летных испытаний нового российского космического корабля потребуются четыре опытных образца.
В интервью "РГ", опубликованном 28 сентября 2010 года, президент РКК "Энергия" Виталий Лопота рассказал корреспонденту "Российской газеты" по подробностях проекта:
- Мы с кооперацией предприятий отрасли сделали эскизный проект на принципиально новый, способный к эволюционному совершенствованию, корабль. К сожалению, из-за ограниченных ресурсов отдельно разные организации выполняли эскизные проекты на ракету, космодром и корабль. Сейчас необходимо интегрировать. И это главное, что требует доработки. Увязка, подтверждение расчётов будут уже в техническом проекте.
Понятно, что к любому проекту могут быть замечания и предложения по улучшению. И чем больше интеллектуальных людей вовлечены в процесс проектирования и его экспертизы, тем лучше.
На вопрос "РГ", исходя из чего была определена численность экипажа нового корабля - 6 человек (вместо трёх на "Союзе") Виталий Лопота ответил:
- В космосе созданы инфраструктура и инструментарий, которые должны эффективно использоваться для проведения исследований. Экипаж международной станции из трёх человек значительную часть времени тратит на её обслуживание и эксплуатацию.
РГ: Когда новый корабль может появиться в металле?
Лопота: Если будет выделен необходимый бюджет, то лётные испытания начнём в 2015 году. Первый полёт - в беспилотном варианте.
РГ: Вы говорили: РКК "Энергия" готова потратить на разработку нового корабля втрое меньше средств, чем США на корабль нового поколения "Орион"? Это реально?
Лопота: Посмотрите бюджет "Ориона". Если бы нам государство смогло бы выделить такие средства, - наш проект по созданию нового российского корабля был бы близок к завершению. Сейчас на наш проект планируется сумма средств втрое меньшая, чем выделено на "Орион".
РГ: Получается, к лётным испытаниям Россия подойдет через пять лет. Это мировой стандарт для разработки нового корабля?
Лопота: Это планируемые сроки. Они определяются готовностью кооперации предприятий и выделенным финансированием.
РГ: С обликом корабля уже полная ясность?
Лопота: Корабля - да. Возвращаемого аппарата - да. А дальше всё зависит от конкретных задач и конкретных миссий. Предусматриваются и целевые модификации кораблей.
РГ: От крылатых систем специалисты отказались напрочь?
Лопота: Будем реалистами. Это хорошая мечта - работать над созданием крылатой машины. Однако, тут слишком много "но", которые в будущем могут быть решены.
Прежде всего, высокая стоимость, и даже не столько самого корабля, сколько наземной инфраструктуры. Нужны аэродромы с классом выше первого. И не одного, и не только в России.
Другие трудности. Крылья необходимы для полётов в атмосфере Земли. В космосе нецелесообразно использовать "крылья". Чтобы улететь с низкой околоземной орбиты и полететь к другим небесным телам, нужна 2-я космическая скорость - примерно 12 км/сек. Возвращаться аппарат будет с неменьшей скоростью. Температура на критических элементах его конструкции крылатого аппарата при его спуске в атмосфере может достигать до 3 тыс. градусов. Экспериментально проверенных конструкционных материалов, которые обладали бы приемлемыми характеристиками, пригодными для таких аппаратов и экстремальных условий, пока не существует.
У нас есть опыт создания великолепной тепловой "брони" для "Союзов": теплозащитная "рубашка" в десятки слоёв выдерживает 2-2,5 тысячи градусов. Крыло защитить сложнее. У него большая площадь, а утяжелять его тоже не можем: ограниченные возможности средств выведения. Есть и другие принципиальные ограничения.
В настоящее время эффективным проектным и конструкторским решением, имеющим перспективу использования в межпланетных полётах, остается капсула. Она более технологична, безопасна для экипажей и экономически приемлема. Наша задача - повысить аэродинамическое качество по сравнению с "Союзами" и обеспечить высокую точность приземления.
Базовая модификация нового пилотируемого корабля:
экипаж - 6 человек
полезный груз - 500 кг
точность приземления - менее 2,5 км от расчетного места посадки
Лунная модификация корабля:
экипаж - 4 человека
полезный груз - до 500 кг