Эксперты предлагают проводить ЕГЭ в независимых центрах

Пока на Байкальском образовательном форуме, который проходит в эти дни в Улан-Удэ, рособрнадзор подводит итоги первой волны ЕГЭ-2011, экспертное сообщество - учителя, ученые, ректоры вузов, журналисты - подготовило предложения по усовершенствованию экзамена.

За "круглым столом" в Общественной палате обошлись без радикальных требований отменить Единый, однако, не кривя душой, назвали все его недостатки. Оказалось, связаны они по большому счету не с самой формой экзамена, а, так сказать, с его "инфраструктурой".

- Проведение федерального экзамена, на основании которого федеральный центр делает выводы о состоянии системы образования регионах и зачисляет абитуриентов в федеральные вузы, возложено на регионы. Там же, в регионах, идет проверка заданий части "С", которая дает возможность получить высокие баллы, - объясняет парадоксальность ситуации ректор высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. - А между тем мы еще в 2002 году направили в министерство предложение проверять часть "С" в другом регионе. До сих пор это не реализовано.

Общая тональность "круглого стола" - тревога по поводу потери доверия к процедурам ЕГЭ. Что делать? Во-первых, установить общую норму о том, что пункты приема экзаменов должны открываться не в школах, а на базе других, независимых центров. Исключения - только для труднодоступных территорий. Во-вторых, в обязательном порядке вести видеонаблюдение всех этапов проведения ЕГЭ и обработки данных. Необходимо закрепить за всеми, кто участвует в проведении экзаменов и проверке результатов, особый статус "должностного лица". Иначе с юридической точки зрения предъявлять им обвинения в чем-либо бессмысленно. В Уголовном кодексе России отдельной статьей надо предусмотреть ряд составов преступления в сфере ЕГЭ: умышленное искажение результатов, нарушение порядка проведения ЕГЭ, в том числе сбор денежных средств за участие в экзамене, ответственность за распространение контрольно-измерительных материалов. Для обеспечения открытости процедуры ЕГЭ эксперты предлагают устанавливать минимальный порог баллов по каждому предмету до начала экзаменов и определять точные сроки проверки работ и способы представления результатов школьникам.

Свои поправки специалисты направят в Комиссию при президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ.

мнения

Любовь Духанина, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования:

- Основная проблема ЕГЭ - низкий уровень ответственности всех задействованных в организации экзамена. Раньше было стыдно списывать, сейчас тезис трансформировался в "не сможешь написать - напишешь за деньги". Считаю, что нужно делать открытую базу экспертов, проверяющих работы, а также базы авторов КИМ. Отменить сертификат ЕГЭ на бумажном носителе и ввести мораторий на снижение результата экзамена вследствие апелляции.

Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования:

- Любая система тестирования - это поддержка разнообразия. Но когда людей диагностируют (а именно это по сути и делает ЕГЭ), они невольно начинают защищаться. Я как психолог это знаю хорошо. У Единого государственного экзамена огромное количество минусов. Но считать его главным виновником того, что в России снижается уровень знаний, - это смешно. Проблема в том, что сегодняшние школьники теряют мотивацию к знаниям.

Альберт Гильмутдинов, министр образования Республики Татарстан:

- Третий год первокурсники ведущих вузов республики пишут проверочные профильные экзамены по тем же КИМам, которые они сдавали на ЕГЭ. Был и один вопиющий случай. Девушка, поступившая в медицинский вуз с 78 баллами по биологии, проверочный экзамен написала на... 7 баллов! Отчислили, конечно. Такой подход позволяет с точностью до ребенка выявить подлог.