Цены на цемент в августе могут вырасти почти на 70 процентов, до 10 тысяч рублей за тонну, прогнозирует президент Ассоциации строителей России Николай Кошман. Следом за собой они, понятно, потянут стоимость квадратного метра.
А жилье и без того с мая дорожает, правда, пока очень робко и не во всех регионах. В июне, например, в Москве, по данным портала "Мир квартир" оно прибавило в цене не более процента, а в Подмосковье - немного подешевело. Однако эксперты уверяют, что июнь подтвердил тенденцию к росту, и в июле она окрепнет. А тут еще цемент начал дорожать.
По словам Кошмана, с марта он в два раза прибавил в цене, поднявшись до 6 тысяч рублей за тонну. По данным экспертов, в себестоимости квадратного метра цемент занимает от 3 до 10 процентов в зависимости от типа здания. В принципе не так уж много. Но в совокупности с другими факторами роста цен на жилье, которые могут активизироваться, все-таки внесет свою лепту в подорожание квадратов.
Впрочем, все не так страшно, хотя проблема, безусловно, есть. Корреспондент "РГ" позвонил в несколько строительных компаний. По их утверждению, цемент за последние месяцы не так уж и подорожал. И вообще, ведет себя "прилично". За год, привели пример строители, мешок цемента (50 килограммов) "потяжелел" всего на 50 рублей - с 200 до 250. То есть сейчас тонна стоит не 6 тысяч, а 5 тысяч.
Этот порядок цен подтвердил "Российской газете" и эксперт Ассоциации поставщиков и потребителей цемента Михаил Родионов. Но и он не исключил их дальнейшего роста.
Кошман предположил, что виной всему дефицит цементовозов. Из-за этого столь востребованный строителями материал во время не поступает на объекты. И, как утверждают опрошенные РИА Новости эксперты, особенно дефицит начал ощущаться на некоторых столичных стройках. Получается, всему виной железнодорожники?
Пресс-служба Первой грузовой компании на этот упрек о трудностях с перевозками цемента в европейской части России пояснила, что все контракты выполняет в полном объеме. Проблема в другом - последнее время, обращают внимание железнодорожники, "производство и сбыт цемента носят ярко выраженный сезонный характер", летом они в два раза выше, чем зимой. Тогда как "при круглогодичном производстве существующий парк цементовозов полностью и даже с избытком на 20 процентов покрывал бы все потребности".
Железнодорожники предлагают производителям задуматься о возрождении круглогодичного производства и сбыта цемента, что позволит равномерно распределить нагрузку на транспортников.
Таким образом, получается, что сгладить сезонный фактор оперативно уже не удастся. И цемент обречен на подорожание. Правда, по расчетам Михаила Родионова, цена за тонну к августу вряд ли может дойти до 10 тысяч рублей. Но тут, как говорится, дело уже не в цифрах. Главное, что такая опасность существует. И не только в этом году, но и как минимум еще два года. Если железнодорожники договорятся с производителями цемента о совместной инвестиционной программе в ближайшее время, то все равно должно пройти не менее полутора лет до выхода новых вагонов на линию, пояснили в Первой грузовой компании. И чем раньше они сядут за стол переговоров, тем будет лучше для рынка и для всех нас.
Но это только часть проблемы. Сегодня российский цемент значительно дороже импортного - китайского и турецкого. Из Поднебесной, по словам Родионова, нам везут его по цене около 100 долларов за тонну. По нынешнему курсу, это менее 3 тысяч рублей.
Причина высокой стоимости нашего цемента в том, что в России на большинстве предприятий более энергозатратные технологии, пояснил эксперт. Как уже писала "РГ", устаревшая "мокрая" технология, используемая большинством российских цементных заводов, требует огромного потребления энергии для выпаривания воды. А газ, на котором работают почти все наши заводы, отнюдь не дешевеет. Соответственно в результате себестоимость производства растет.
Так можно снизить цены на цемент? Вполне, уверен Родионов. Поскольку существующая сейчас высокая цена, по его словам, не находится на грани рентабельности. Но надо заниматься модернизацией производства И не только. Российский рынок цемента, считает Родионов, сильно монополизирован. По его данным, львиная доля производства сконцентрирована в рамках нескольких компаний. "Конечно, вряд ли можно говорить в данной ситуации о ценовом сговоре, но возможности для того, чтобы держать высокие цены есть", - подчеркнул Родионов.
И если оставить все, как есть, мы можем вообще остаться без отечественной цементной отрасли, предупреждает эксперт, тем более что китайский и турецкий аналоги в принципе вполне конкурентоспособны. Необходимо выявить все узкие места и начинать их расшивать.
Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман тоже настаивает на том, что в цементной ситуации надо разобраться. Не исключено, например, что в нынешний рост цен внесли свою лепту и обнуление пошлин на вывоз цемента в страны, не входящие в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. До ноября прошлого года они в среднем составляли 6,5 процента.
Благодаря их обнулению, экспорт стал выгодным. По некоторым прогнозам, в этом году он может увеличиться в пять раз.