27.07.2011 23:35
    Поделиться

    Дмитрий Воскобойников: "Фокс ньюс" - самый профессиональный убийца сущностных новостей

    Когда-нибудь об империи миллиардера Руперта Мердока "Ньюс корпорейшн", оказавшейся сейчас в центре внимания, вероятно, можно будет снять фильм, не уступающий по накалу страстей и драматургии выдающейся киноэпопее Фрэнсиса Копполы "Крестный отец".

    Харизматичный и на редкость амбициозный глава семейства. Властная мать "крестного отца", которой уже более ста лет, чурающаяся сравнительно молодой китайской жены своего 80-летнего "мальчика". Дети, ревниво, а порой и враждебно относящиеся друг к другу. Старшая - от первого брака - дочь Пруденс, к семейному бизнесу не причастная. Энергичная Элизабет, вышедшая замуж за Мэтью Фрейда, праправнука знаменитого венского психоаналитика и владельца пиар-компании, вовсю пользующейся медиаресурсами тестя. Сыновья Лахлан и Джеймс (то один в фаворе, то другой, схлестываются за семейным столом). Плюс девочки Хлоя и Грейс от уже упомянутой китаянки Венди. А чего стоит сама Венди?

    Видели, как мощно, будто пробивая волейбольный блок, залепила она по голове неизвестному, пытавшемуся бросить торт в лицо Руперту, когда того допрашивал британский парламент?

    Не менее кинематографичны и другие люди, приближенные к "крестному отцу". Скажем, обрюзгший циник Роджер Эйлз, глава самой популярной в США кабельной телекомпании "Фокс ньюс". Когда в прошлом году Мэтью Фрейд вдруг прокукарекал, что "испытывает стыд и отвращение из-за ужасного и постоянного неуважения Роджера Эйлза к журналистским стандартам", Руперт заявил о своей "гордости" ставленником.

    "Фокс ньюс" в империи Мердока - самый профессиональный убийца сущностных новостей. Губит их удавкой поверхностных, но наглых комментариев правого толка. Но денег приносит уйму: сотни миллионов долларов ежегодно. Вообще же сейчас на кабельное телевидение приходится 48 процентов доходов Мердока, на фильмы - 29 процентов, а на газеты и журналы - лишь 11, хотя 20 лет назад все было не так: печатные СМИ давали Мердоку 71 процент доходов.

    Меняются времена. Но не ослабевает роль "крестного отца" в управлении своим хозяйством.

    В каком-то смысле "дон Руперт" - фигура трагическая. Несмотря на обилие детей, у него нет такого наследника, каким стал для дона Вито Корлеоне сын Майкл. Почти никто из других "донов" не сомневается, что со смертью Руперта "Ньюс корпорейшн" прекратит свое существование в нынешнем виде.

    Журнал "Экономист" вообще называет Мердока "последним" из глобальных магнатов, чья "эра" завершилась: "Большинство семей или продали свой бизнес, или отошли от повседневного управления им".

    Безликие

    Это не совсем так. Во-первых, остается премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, чья компания "Медиасет" владеет тремя телеканалами, рекламным агентством и крупным издательским домом. (Косвенно - через парламентское большинство - он может контролировать и государственное телевидение, чуть не поставил руководить им главу итальянской сети "Макдоналдс"). Во-вторых, новая модель медийного контроля утверждается во Франции, где колоритный президент Николя Саркози, не владея СМИ лично, вовсю пользуется услугами влиятельных "крестных отцов", предпочитающих в отличие от Мердока держаться в тени. Двумя третями всех французских газет и журналов владеют семьи Дассо и Лагардер, чей основной бизнес - производство оружия. Серж Дассо был клиентом юридической фирмы, в которой трудился молодой Николя, и с тех пор они дружат. А Арно Лагардера президент вообще называет "братом".

    Два других французских медиамагната - Мартен Буиг и Бернар Арно - были свидетелями Саркози на его второй свадьбе.

    Но тенденция действительно налицо: власть над медиа, концентрируясь, обезличивается.

    В книге Бена Багдикяна "Медийная монополия" приводится любопытная статистика: если в 1983 году в мире доминировали 50 медиакорпораций, то к 1987-му это число сократилось до 29, а к 1997-му - до десяти. Названия их известны - "Дисней", "Тайм Уорнер", "Бертельсман"... Имена тех, кто рулит, известны куда хуже. Это порождает подозрения в тайных замыслах, наличии некой "теневой повестки дня", которые не всегда иррациональны.

    Например, если в фильме "Крестный отец" итальянец Майкл Корлеоне побеждает еврейский мафиозный клан во главе с Хайманом Ротом, то в международном медийном бизнесе подобного рода битва, разверни ее сейчас, пусть хоть все тот же Берлускони, была бы априори проиграна.

    Стоило грянуть скандалу вокруг "Ньюс корпорейшн", как Еврейское телеграфное агентство уже передавало: "Произраильские лидеры в США, Великобритании и Австралии настороженно наблюдают за тем, как разворачивается скандал с подслушиванием телефонов, грозящий поглотить медиаимперию Руперта Мердока... Поддерживающие Израиль обеспокоены тем, что уменьшившееся присутствие Мердока может подавить сильный произраильский голос многих изданий, которыми он владеет".

    Мердок не скрывает свои бзики и симпатии. Выступая в октябре прошлого года на ужине в его честь, организованном Антидиффамационной лигой, которая считает, что "антисемитов" только в США - 35 миллионов, заявил: "Мы живем в мире, где против евреев ведется нескончаемая война".

    Когда на "Фокс ньюс" чересчур раздухарился телеведущий Глен Бек, нападавший на другого видного представителя еврейской деловой общины - Джорджа Сороса (Шварца), Мердок подтолкнул Эйлза к встречам с лидерами еврейских организаций, и в июне этого года бесноватый Бек покинул телекомпанию.

    Люди еще гадали, кто стоит за страшными убийствами в Норвегии, а британская газета Мердока "Сан" (ежедневный аналог "Ньюс оф уорлд") уже заверстала первую полосу сигнального номера на субботу, 23 июля, с заголовком "Бойня "Аль-Каиды". Норвежское 11 сентября". Потом, правда, страничку поменяла, но заданность понятна.

    Мердоковские пристрастия характерны для большинства руководителей глобальных медиаимперий. Однако сводить их роль к навязыванию установок было бы глупостью. Да, по словам Руперта, медийные активы как таковые для него "не столь важны по сравнению с распространением собственных политических взглядов". Да, в сентябре 2007-го он признал, что сам решает, какую партию поддержат на парламентских выборах в Великобритании его бульварные газеты. Но все же во главе угла и у Мердока, и у других магнатов стоит прибыль. Крупнейший акционер "Ньюс корпорейшн" - саудовский принц. Деньги не пахнут.

    В Оксфорде, где он получал высшее образование, Руперт был лидером марксистского кружка. Как некоторые наиболее борзые российские "олигархи" в советское время - пламенными комсомольскими функционерами.

    Это у дона Вито Корлеоне были принципы. Не торговать наркотиками, допустим. У этих ребят нравственные ограничения волатильны.

    Кстати

    Недавно Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил, что "Макдоналдс" - это гастроном, а не ресторан, и потому может платить НДС по ставке десять, а не 18 процентов, как это делают полноценные закусочные.

    Не ввести ли различное налогообложение и в отношении СМИ? Один НДС, малюсенький, - с тех, что стремятся объективно информировать читателей/слушателей/зрителей о происходящем. Другой, процентов 50, - с холуйских, обслуживающих интересы "крестных отцов" с паспортами других стран.

    Мечты, мечты... Увы, в журналистике все наоборот: любая забегаловка может провозгласить себя кулинарной Меккой. И не докажешь обратное. И люди жрут паршивую стряпню. Спросите Мердока. Он сведущ.

    Поделиться