03.11.2011 10:30
    Поделиться

    В Костроме открылся автоматизированный автодром

    В Костроме открылся автоматизированный автодром. Наш корреспондент отправился туда, чтобы не просто увидеть его своими глазами, но и проверить собственные навыки вождения. 

    Город в миниатюре

    Несмотря на то что новая методика сдачи квалификационных экзаменов на получение водительских прав пока не утверждена, хотя речь о ней идет с 2009 года, регионы к возможным нововведениям все же постепенно готовятся. В числе передовиков по этой части оказалась и Костромская область.

    По сообщению администрации региона, проект по строительству современного автоматизированного автодрома был одобрен советом по инвестициям при губернаторе Костромской области в январе прошлого года. С тех пор на благое дело московский инвестор потратил 25 миллионов рублей, оборудовав специальную площадку для обучения и сдачи экзаменов, а также закупив и оснастив электроникой десять учебных автомобилей.

    Тем, что в итоге получилось, довольны в первую очередь инспекторы ГИБДД: они надеются, что электроника научит лучше, чем традиционные уроки вождения с инструктором, после которых лишь десять процентов костромских претендентов на водительские права сдают экзамены с первого раза. Получив же вожделенный документ, молодые водители становятся участниками каждого четвертого костромского ДТП. И это притом, что в 300-тысячной Костроме сегодня действуют примерно 40 автошкол - выбор большой, а КПД, увы, маленький.

    Все, кто занимался в автошколе, знают, что собой представляет привычный, "ненавороченный" автодром, или так называемая площадка, где кандидаты в водители учатся парковаться, разворачиваться в ограниченном пространстве, заезжать в "гараж" и преодолевать подъем. Это обычно тесноватая территория, где сектора для упражнений обозначены стойками, а подчас и старыми покрышками, редко заасфальтированная, а чаще - грунтовая, со всевозможными неровностями, которые затрудняют выполнение заданий.

    Автоматизированный автодром - дело другое. Идеально гладкий, с бордюрами, дорожной разметкой, светофорами и знаками он похож на город в миниатюре. Зачетных упражнений здесь, конечно, больше, но и знаний, соответственно, - тоже. Больше за счет того, что каждое традиционное упражнение здесь соединено с другим неким "путем", который ученик должен правильно проехать. Например, добираясь от эстакады до "змейки", ученик проезжает пешеходный переход и несколько раз поворачивает на 90 градусов - а это все упражнения. Но главная ценность учебного класса под открытым небом - в "закатанных в асфальт" магнитах. Именно они подают в систему сигнал об ошибках ученика и в итоге становятся вершителями его водительской судьбы.

    На раздумья - секунды

    Мы садимся в машину со старшим мастером автошколы Александром Алексеевым. В салоне, напротив сиденья инструктора, установлен небольшой экран - вычислитель, на котором в данный момент высвечиваются слова: "Автомобиль N 963. Тренировка. Баллов 0". Этот вычислитель соединен с так называемым блоком, размещенным в багажнике, а тот, в свою очередь, - с датчиками, считывающими информацию с асфальтовых магнитов.

    Едем. С места тронулись правильно, поэтому баллов пока 0. Первое упражнение - эстакада. Остановились у стоп-линии, вниз не съехали, на горе не заглохли - баллов по-прежнему 0. Вдруг в салоне начинает верещать сирена - это значит, надо быстро затормозить и нажать в машине на кнопку аварийной сигнализации. Так проверяется реакция водителя на нештатную ситуацию. Эта сирена может прозвучать для ученика в любом месте автодрома. Машину необходимо остановить за две секунды, аварийку включить - за три. Будешь действовать медленнее - заработаешь десять баллов. Если учесть, что для сдачи экзамена можно набрать не больше 20 баллов, а все, что выше - незачет, действовать приходится предельно оперативно. Хороший навык для будущего водителя: на реальной дороге туго соображать опасно.

    Проезжаем крутой поворот. Контрольные линии, где уложены магниты, мы при этом не задели - значит, на вычислителе картинка не поменялась. Чтобы увидеть, как фиксируется нарушение, перед светофором немного заезжаем за стоп-линию. Экран тут же сигнализирует: "Баллов 25. Проехал на красный свет". Перед железнодорожным переездом, наоборот, не доезжаем до линии "Стоп" и получаем за это пять баллов. На линии разгона, которых на обычных автодромах вообще нет, вычислитель уличает нас в том, что едем не на той скорости и не на той передаче. Где-то дальше не включаем указатель поворота... В общем, к финишу имеем в активе 50 баллов и отметку "Экзамен не сдал". Бесстрастная электроника зафиксировала каждый неверный поворот руля. Спорить и качать права бессмысленно.

    У вычислителя есть три режима: экзамена, тренировки и тренировки отдельных упражнений. Правда, если во время учебной езды все ошибки "телевизор" показывает сразу, то на экзамене он молчит, и результат ученик узнает лишь в центре управления автодромом, где ему выдают распечатанный экзаменационный лист с перечислением всех допущенных проколов. Добрый инструктор или инспектор, закрывающий глаза на некоторые недостатки ученика, исключается полностью. Как, впрочем, и недобрый - любой спорный момент легко разрешается благодаря посекундной фиксации происходящего.

    Одновременно, не мешая друг другу, на полигоне могут заниматься десять машин, разъезжаясь, как на городских улицах. Поэтому большое количество учеников на площадке даже предпочтительнее - так обстановка особенно приближена к реальной дорожной. Следят за этим движением в центре управления автодромом, где на экране монитора высвечивается вся информация о находящихся в работе машинах: "10:17:38 - Установлено соединение с автомобилем N 964. 10:28:45 - Заглох двигатель автомобиля N 962...". У оператора есть связь с каждой машиной, и каждую он может в любой момент остановить.

    Во время экзамена - внутреннего или квалификационного - часть информации с этого монитора транслируется на экран, установленный в помещении автошколы, и ученики видят очередность своего выхода на старт. То есть они дожидаются экзамена в тепле. Что по российским меркам - вообще верх комфорта. Ведь на традиционных площадках, расположенных обычно вдали от автошкол, как правило, удобств не бывает: зимой ученики, которых и без того колотит от нервного напряжения, в ожидании экзамена банально замерзают, и когда они одубевшими пальцами наконец вцепляются в руль, часто ничего хорошего не выходит.

    Не в полную силу

    Костромской автоматизированный автодром (кстати - отечественный, зеленоградский) пока работает не по полной программе. Здесь учат ездить с вычислителем, но квалификационные экзамены ученики сдают по-старому, то есть выполняют минимум упражнений, а экзаменационный лист при этом находится в руках инспектора ГИБДД. Заработать в полную силу автодрому пока не дает "затормозившее" в этом направлении законодательство.

    Хозяева суперсовременной костромской автошколы надеются, что новые правила сдачи первой части практического экзамена на автоматизированных автодромах будут все же в скором времени приняты. Владельцы большинства прочих автошкол по понятным причинам надеются на обратное. По словам одного из них, его автошкола, существующая в городе 18 лет, не заработала 25 миллионов рублей, а значит, такой автодром им не построить. Хотя в Интернете можно найти и более дешевые отечественные варианты - за восемь, шесть и даже четыре миллиона рублей.

    Пока появление автоматизированного автодрома вкупе с хорошо оборудованными учебными классами на стоимости обучения не сказалось - 106 академических часов теории и 50 астрономических часов вождения стоят здесь 15 тысяч рублей. Это средняя цена за автообразование по Костроме.

    Компетентно

    Михаил Трухонин, заместитель начальника управления ГИБДД УМВД по Костромской области:

    - За последние два-три года в Костроме, как и в других регионах, резко возросло количество автошкол, и, естественно, большинство из них стараются брать не качеством, а объемом. Поэтому требования к сдаче экзаменов как на первом, так и на втором этапе, не говоря уже о теории, были несколько ужесточены в плане принципиального подхода к соблюдению всех норм и правил, касающихся управления транспортным средством. Как следствие - процент сдачи экзаменов у нас резко упал. Если раньше с первого раза сдавали около 35 процентов кандидатов в водители, то с введением корректировок в деятельность экзаменационных подразделений эта цифра упала до десяти процентов. Когда пошли жалобы на придирки инспекторов ГИБДД, мы провели эксперимент: оба заместителя начальника областной ГИБДД сели во время экзаменов в учебные машины и чуть с ума не сошли от страха - ученики едут на запрещающий сигнал светофора, проезжают чуть ли не по ногам пешеходов, вообще не видят дорожной ситуации. Новый автодром, конечно, не способен полностью заменить реальную дорожную обстановку, но там можно получить действительно хорошие первоначальные навыки управления автомобилем и подготовиться к выезду в город. Еще один большой плюс - здесь абсолютно исключен человеческий фактор при оценке действий ученика.

    Поделиться