После европейского саммита в Брюсселе и заседания "двадцатки" в Канне у многих создалось впечатление, что проблемы Старого Cвета взяты под контроль, а в туннеле долговых и прочих тягот забрезжил, наконец-то, свет. Так ли это на самом деле? На этот и другие вопросы корреспонденту "РГ" ответил профессор Парижской высшей школы социальных наук Жак Сапир.
Российская газета: Как складывается ситуация в Греции после отказа Георгиоса Папандреу от наделавшего много шума референдума и объявленного им намерения подать в отставку?
Жак Сапир: Дело идет к созданию в Афинах коалиционного правительства. Но из-за разногласий между различными партиями и большого сумбура в стране пока неясно, кто же, в конце концов, в него войдет и насколько оно окажется стабильным. В любом случае появятся новые лица, но по большому счету ничего радикально не изменится.
РГ: Вы хотите сказать, что и забастовки с беспорядками могут продолжиться?
Сапир: Скорее всего. Ведь греки не на шутку обозлены. Дело дошло до того, что 28 октября во время парада по случаю праздника национального единства "Охи" президент страны Каролос Папульяс был вынужден покинуть трибуну из-за того, что его забросали камнями и гнилыми помидорами. Такое просто невозможно представить, к примеру, во Франции или другой западноевропейской стране. Градус социального напряжения по-прежнему высок, и можно ждать новых вспышек.
РГ: На саммите в Канне, где европейцы отчитались о мерах по борьбе с долговым кризисом, наряду с Грецией был поднят итальянский вопрос. О том, насколько он серьезен, можно судить по решению ЕС и МВФ ввести мониторинг бюджетных расходов Рима.
Сапир: Италия находится в "группе риска". Ее долг составляет 1,9 триллиона евро, то есть в пять с лишним раз значительнее греческого. К тому же в конце прошлой недели ставки по ее десятилетним обязательствам выросли до 6,4 процента годовых, что в два раза больше, чем у Франции и в три, чем у Германии. То есть сейчас у Рима большие проблемы по обслуживанию своего суверенного долга. Поэтому я предполагаю, что в ближайшие месяц-два Италия обратится за помощью к странам еврозоны, ЕС.
РГ: Значит, снова придется задействовать Европейский фонд финансовой стабильности, не так ли?
Сапир: Думаю, что это вполне вероятно. Хотя, на мой взгляд, имеющиеся у ЕФФС средства недостаточны. Даже, если учесть различные механизмы по его увеличению, этот фонд может реально рассчитывать на "кислородную подушку" в 850 миллиардов евро. Кстати, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу признал, что для эффективной работы ЕФФС нужно 2500 миллиардов евро. Денег не хватает, и об этом знают на финансовых рынках, а это значит, что спекуляции вокруг итальянского долга продолжатся. В этой связи я опасаюсь того, что проблемы еврозоны будут обостряться. Вслух об этом предпочитают не говорить, но все об этом знают. А ведь было решение, способное остановить нынешний кризис. Это, увы, отвергнутое из-за сопротивления Берлина французское предложение. Что оно предусматривало? Преобразование европейского Cтабфонда в банк, который получал бы средства из Европейского центробанка и на них напрямую скупал бы долговые обязательства кризисных стран еврозоны. Таким образом, спекуляции на мировых финансовых площадках был бы положен конец.
РГ: А не кажется ли вам, что Италия все-таки сможет выбраться из нынешних бед благодаря своему немалому экономическому потенциалу?
Сапир: Ее проблема - низкий темп экономического роста. В последние десять лет Рим в этой "дисциплине" постоянно находился на последних местах среди индустриально развитых стран еврозоны. Начиная с "нулевых" годов он составлял 1-1,5 процента. Так что без помощи Апеннинам не обойтись.
РГ: Во Франции только что объявлен новый план мер экономии, который, как считают в правительстве, позволит сократить расходы, что обеспечит стране сохранность высокого кредитного рейтинга. Премьер-министр Франсуа Фийон назвал его "самым жестким со времен окончания Второй мировой войны". Насколько он может быть эффективен?
Сапир: План вводится в связи с тем, что экономический рост во Франции в 2012 году, считают в правительстве, будет не 1,75 процента, как ранее предполагалась, а всего один процент. Отсюда и решение дополнительно привнести в госбюджет порядка восьми миллиардов евро. Однако дело в том, что, по прогнозам ряда экономистов, рост будет меньше одного процента. Может быть, 0,5 процента. Это значит, что, по всей вероятности, весной придется снова затягивать пояса.
РГ: Каков ваш среднесрочный прогноз для еврозоны?
Сапир: Благодаря принятым, как в Брюсселе, так и на национальных уровнях, мерам кризис удалось немного затормозить. На некоторое время он примет вялотекущий характер. Но кризис остается и, вполне вероятно, что будет обостряться. Это, в свою очередь, скажется на занятости, доходах европейцев. Что касается Греции, то я не исключаю, что вопрос о ее членстве в еврозоне, так или иначе, может быть поднят в будущем году.