С 1 января новый Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сделал возможным перераспределение полномочий регионов и муниципалитетов по организации медицинской помощи населению. Многие регионы уже приняли решение о передаче лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) районов, городов и сельских поселений на свой баланс, другие предпочли сделать 2012 год переходным периодом и временно сохранили статус-кво районных и участковых больниц, но через год должны определиться и они. Что это изменит для тех, кто пользуется муниципальной медицинской помощью?
Многие годы система здравоохранения в нашей стране развивалась однобоко: упор делали на крупные федеральные учреждения, большие многопрофильные больницы областных и краевых центров. Центральные районные больницы тоже сильно различались по уровню: в райцентрах, которые были поближе к областной столице или в которых главный врач был более обласкан начальством, чаще получали и новое оборудование, и персоналом были обеспечены лучше. В глубинке же - участковых больницах, врачебных амбулаториях, на фельдшерско-акушерских пунктах - медицина нередко навевала воспоминания о рассказах доктора Чехова или "Записках врача" молодого Вересаева.
Ситуация усугубилась, когда произошло разделение полномочий между регионами и муниципалитетами и была реализована бюджетная реформа. Попав на тощий муниципальный бюджет, многие лечебно-профилактические учреждения совсем захирели, а экономический кризис 2008 года и вовсе поставил их на грань выживания, несмотря на некоторое дополнительное финансирование по национальному приоритетному проекту "Здоровье". К тому же акценты по этому проекту были расставлены главным образом на городском и федеральном уровнях. Медицинская помощь сельскому населению, особенно в глубинке, стала почти недоступной.
С принятием нового Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" ситуация наконец может измениться. Статья 16 предоставляет тем муниципальным образованиям, которые не в состоянии обеспечить свое население качественной и доступной медицинской помощью, возможность передать эти полномочия региону, как и сами медицинские учреждения, что станет выходом из сложной финансовой ситуации. Для муниципалитетов с достаточным бюджетом закон предусматривает возможность сохранения своих полномочий в этой сфере. В этом случае имущественные права также закрепляются за муниципалитетом. Такой выбор позволит выравнять условия оказания медицинской помощи населению по всей стране, обеспечить материальную базу для повышения ее качества и доступности.
Многие регионы уже в конце 2011 года определились со своим решением. Так, в собственность Курской области уже приняты все 50 муниципальных ЛПУ.
- Это позволит им участвовать в реализации областных целевых программ в сфере здравоохранения, а следовательно, получить дополнительное финансирование на приобретение медицинского оборудования и подготовку медицинских кадров, - рассказал "РБГ" председатель комитета здравоохранения областной администрации Сергей Шевченко. - Кроме того, будет обеспечена строгая вертикаль управления региональным здравоохранением, что позволит более рационально использовать его материальную базу и кадровый ресурс.
- На областной уровень переходят все ЛПУ, кроме учреждений города Екатеринбурга, - сообщил руководитель отдела по связям с общественностью минздрава Свердловской области Константин Шестаков. - Они будут финансироваться из областного бюджета, а эта статья у нас каждый год увеличивается. Предполагается, что это улучшит доступность медицинской помощи для населения, особенно с учетом организации на базах лучших районных и городских больниц специализированных межмуниципальных центров, их уже создано 11. Надеемся постепенно решить и проблему нехватки медицинских кадров - сейчас в области недостает около 2000 врачей. Свою часть проблемы решают и муниципалитеты - выделяют приезжающим докторам жилье, обеспечивают соцпакет.
А вот в Пермском крае решили не спешить - 2012 год сделали переходным, на это время делегировали все полномочия по организации медпомощи муниципалитетам.
- За год мы должны внимательно проанализировать всю сеть - а у нас в нее входят более 260 учреждений, - рассказал "РБГ" начальник управления по организации медицинской помощи взрослому населению Евгений Рожнёв. - Чтобы ее оптимизировать и не ухудшить доступность помощи, но одновременно повысить ее качество, предстоит продумать адекватную маршрутизацию больных до тех больниц и межмуниципальных центров, где помощь окажут на более высоком уровне. Думаю, что за год мы с этой задачей справимся.
В Тверской области все 120 ЛПУ перейдут в подчинение области с теми же ассигнованиями, что и в 2011 году, - сообщила "РБГ" замминистра здравоохранения Татьяна Соцкая. - Повышен лишь фонд заработной платы - на 6,5% уже с октября прошлого года, а в наступившем 2012-м - еще на 6%. Но надо учесть, что ЛПУ переходят в подчинение области с кредиторской задолженностью в 160 млн руб.
Тем не менее в области уже создана многоуровневая система оказания медицинской помощи, как того требует программа модернизации. Первый уровень - общие врачебные практики и районные больницы, второй - межрайонные центры, третий - областная клиническая больница. Для оказания медицинской помощи, которая недоступна на территории области, пациентам предоставляются квоты в больницы и центры Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году в Тверской области вновь заработала санитарная авиация, вертолетная площадка обустроена прямо на территории областной клинической больницы.
- Суть программы модернизации заключается не только в ремонте и закупке нового оборудования, хотя и это важно, - сказала "РБГ" заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Вероника Скворцова. - Главная цель - чтобы в течение двух лет каждый регион смог выстроить трехуровневую систему здравоохранения, фактически заново разработав стратегию движения больных в зависимости от профиля, остроты и тяжести заболевания. При определенных группах заболеваний - от учреждений первичного звена до межмуниципальных центров и региональных или даже федеральных учреждений. Причем в экстренных случаях время "довоза" больного из любой точки региона не должно превышать 30-40 минут. Правильное территориальное размещение ЛПУ разного уровня, их обновление и оснащение, а также выстраивание правильных связей между ними - это и есть важнейшая задача модернизации.
Помимо четкой маршрутизации выполнять эти задачи поможет и возрождение санавиации, и использование мобильных форм медицинской помощи - выездных бригад врачей-специалистов на автомобилях, оборудованных необходимыми диагностическими приборами и с операционными для малой хирургии, оснащение больниц современными компьютерами, позволяющими использовать преимущества телемедицины. Конечным результатом предстоящей реформы должна стать фактически новая организация медицинской помощи по всей территории страны - от самых маленьких поселков и деревень до столичных городов. Чтобы лечили всех нас, россиян, по единым порядкам и стандартам одинаково быстро и хорошо, независимо от места жительства.