Анна Нетребко - суперзвезда, сводящая с ума не только поклонников оперы, но и ценителей женской красоты. Двухдневный визит певицы был обставлен по всем правилам эксклюзивного события. Анна прилетела в Москву и вернулась домой в Вену на частном самолете, жила в люксе одного из лучших отелей. И главное, она все же спела в Москве, где не выступала два года.
Анну в Большом зале консерватории ждали еще в декабре, но из-за внезапной болезни она отменила сразу десяток выходов на сцену. И одним из первых она "отдала долг" москвичам, и, можно сказать, с очень солидными процентами.
Первоначально планировалось исполнение Stabat Mater Россини, где у Анны всего лишь 10-12 минут сольного пения. Но команду из четырех солистов вновь собрать не удалась. Не смог приехать даже гражданский муж нашей Ани, известный уругвайский бас-баритон Эрвин Шротт, который сейчас поет Мефистофеля в Лондоне. И по обязанности главной звезды Анне неожиданно пришлось дать сольный концерт. Получилось полтора часа музыки без антракта - квинтэссенция чистого наслаждения.
Хотя первые минуты концерта, начавшегося с симфонической поэмы Рихарда Штрауса "Смерть и просветление" в исполнении оркестра "Новая Россия" под палочку итальянца Клаудио Ванделли, которого можно назвать "постоянным гастрольным дирижером Нетребко", прошли в томительно-волнующем ожидании. И, наконец, заметно похудевшая Анна появилась как настоящая дива. В роскошном, максимально декольтированном фиолетовом платье с черным рисунком, не забыв своей фирменной заразительной улыбки. На "аперитив" она спела три песни - "Колыбельная", "Утро" и "Цецилия" Рихарда Штрауса, который, как известно, предпочитал именно сопрано любым другим голосам. Исполнение получилось канонически строгим, даже рассудительным, но все же, к счастью, лишенным фатализма, присущего композитору, но совершенно не подходящему очень жизнеутверждающему образу певицы.
Потом настал час итальянской оперы. Анна впервые на публику вынесла исключительно новые, только что выученные номера - арию главной героини из II действия оперы Пуччини "Манон Леско", арию Маргариты из "Мефистофеля" Бойто и болеро Елены из "Сицилийской вечерни" Верди. И еще две арии на бис - Адриенны Лекуврер из одноименной оперы Чилеа и Лауретты из "Джанни Скикки" Пуччини.
И стала понятно, что нынешний год поднимает карьеру Анны Нетребко еще на большую творческую высоту. И не только потому, что ныне она открывала сезоны сразу в двух самых главных театрах мира: в сентябре на сцене Metropolitan Opera Анна спела "Анну Болейн" Доницетти, а в декабре, уже в La Scala, партию своей другой тезки - Донны Анны в моцартовском "Дон Жуане". Но и потому что видно и слышно, что сегодня Анна Нетребко - это не та девчонка с легким серебряным голосом, которую узнал и полюбил мир после ее выступления на Зальцбургском фестивале десять лет назад.
Ни в коем случае не утратив природного оптимизма и лучезарности натуры, голос Анны стал явно намного более сильный и насыщенный самыми разными изысканными красками. И пусть слышно, что эти арии еще не совсем "легли на голос": то чуть не хватит дыхания, то предательски ускользнет верная интонация, чувствуется работа большого и умного таланта. И понятны притязания певицы, а она мечтает о максимально серьезном репертуаре. Ее планы: Татьяна в "Евгении Онегине" Чайковского и Леонора в "Трубадуре" Верди, Эльза в "Лоэнгрине" Вагнера и, естественно, все те оперы, арии из которых прозвучали в московском концерте, на положение Primadonna assoluta, безусловно обоснованы. Анна Нетребко, поющая о любви, пусть даже и несчастной, как всегда в опере, это очень красивое, экспрессивное зрелище.