Президентские поправки в Закон "О политических партиях", которые позволяют регистрировать партию в 500 человек, сократив действующий до сих пор численный минимум в 80 раз, прошли окончательное, третье чтение в Госдуме. Все фракции нижней палаты парламента единогласно поддержали законопроект.
Не сбылись прогнозы тех, кто, по словам председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций либерал-демократа Алексея Островского, "предрекал" этой законодательной инициативе Дмитрия Медведева "трудную судьбу". Партминимум, определенный либеральной концепцией законопроекта, устоял. Хотя посягательства на него со стороны думской оппозиции были.
Активнее других предложение об увеличении минимальной нормы по числу партийцев отстаивали депутаты фракции КПРФ. Такая позиция коммунистов могла показаться странной. Ведь семь лет назад, в ноябре 2004-го, когда Дума принимала закон о повышении численного партминимума до 50000 человек, именно КПРФ заступилась за "партии-невелички". "Отжать мелочь" - плохая задумка, говорили тогда коммунисты, называя подобный подход "механистическим" по отношению к сложнейшим организмам, которым имя - гражданское общество. Теперь же недовольство коммунистов вызвал обратный процесс - возвращение к политической жизни малых партий. Кто-то поторопился предположить, что КПРФ боится конкуренции. Однако Анатолий Локоть, выступая на пленарном заседании Госдумы в минувшую пятницу, подобные подозрения опроверг, заявив, что "крупной политической партии - такой, как КПРФ, - не страшны подобные изыски, если, конечно, выборы будут честными". "За нами 12 миллионов избирателей", - напомнил Локоть. По его словам, фракция проголосует за законопроект в том числе и потому, что не хочет "давать повода придворным комментаторам" заключить, что КПРФ сомневается в своих силах. Тем не менее Локоть предупредил тех, кто хочет зарегистрировать новые партии, чтоб не строили иллюзий и не ждали, что закон "откроет им ворота". По его словам, "получат ярлык для регистрации только те, кто лягут под Кремлевскую стену". Однако при этом коммунисты прогнозировали появление партий для решения коммерческих вопросов, партий, которые будут торговать партийными брендами, партий-фантомов, "которые будут использоваться политтехнологами для борьбы с крупными политическими партиями".
Лидер фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов не разделил пессимизма "товарища из фракции КПРФ" по поводу Кремлевской стены. "Действительно, мы сначала получим очень много якобы существующих партий.
Якобы потому, что де-юре они могут существовать. А вот де-факто - это, конечно, уже решение избирателей", - заметил руководитель думских "справороссов". Думское большинство не поддержало предложение фракции об "электоральном фильтре", требующее, чтобы новые партии сначала доказали свою состоятельность на муниципальных и региональных выборах, а уже потом допускались к федеральным. Но "справороссы" не затаили обиды. "Фракция сознательно не стала настаивать на этой поправке, чтобы даже тени сомнений не было, что мы пытаемся затормозить реальную политическую конкуренцию", - пояснил Миронов.
Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому конкуренция тем более нипочем. Либерал-демократы ее испытали в 1995 году, когда в думских выборах участвовали 43 избирательных объединения. "Пусть будет в два, даже в три раза больше, реально пятипроцентный барьер преодолевают пять-шесть, пусть семь партий", - полагает Жириновский. Сам факт принятия президентского законопроекта лидер ЛДПР оценил с несвойственной ему торжественностью как "праздник политической демократии". И не увидел проблемы в том, что кто-то выражает по этому поводу неудовлетворение. "Недовольные всегда будут", - заметил Жириновский, предположив, что если на следующих выборах депутатов Госдумы в декабре 2016 года "при наличии ста партий в бюллетене будет графа "против всех", она наберет большое количество голосов". Тем не менее он уверен, что в думском зале будут все-таки сидеть только те партии, которых выберет народ.
В прозорливости избирателей - даже при повышенной многопартийности - не сомневается и лидер фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев. Он убежден, что "граждане страны за 20 лет очень хорошо научились разбираться в политиках" и смогут разглядеть среди претендентов на власть "мошенников, безответственных людей".
Ценность президентской инициативы Воробьев видит не только в том, что теперь каждый гражданин страны, если у него есть желание, если он неравнодушен, ведет за собой ответственных и уважаемых людей и имеет программу, претендующую на то, чтобы решить те проблемы, которые волнуют миллионы россиян, может создать свою партию. Важно, по мнению Воробьева, что инициатива президента "объединила всех нас и оппозицию и так называемую несистемную оппозицию". "Пожалуй, впервые в истории современной России мы консолидированно принимаем решение по политическому законопроекту", - подчеркнул Воробьев.
Историчность момента, вероятно, ощущали и представители непарламентских партий, участвовавшие в дискуссии при первом чтении законопроекта и вновь получившие возможность сказать свое слово с думской трибуны. Правда, член Центрального политсовета партии "Патриоты России" Сергей Глотов проявил скромность и огласил позицию однопартийцев с места - для экономии времени. "Патриоты" были удовлетворены тем, что Дума поняла их беспокойство по поводу партийных названий и приняла норму, не допускающую в этом чувствительном вопросе никаких повторений и смешений.
Лидер "Правого дела" Андрей Дунаев тоже не хотел тратить время на проход к трибуне. Но спикер палаты Сергей Нарышкин его уговорил: "Такая возможность..." Дунаев похвалил будущий закон за то, что он "расширяет политическое пространство" и "уже в ближайшее время те люди, которым было тесно в нынешней политической модели, получат возможность самореализовываться". Однако попросил депутатов не останавливаться на этом и рассмотреть поправки в уголовное законодательство "по ужесточению наказаний за нарушения в сфере избирательного процесса".
Председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин одобрил ускоренное принятие президентской инициативы, позволяющее новым партиям уже нынешней осенью участвовать в региональных выборах. И "определенный комфорт, который создан партиям для оформления документов, - им дается "исправительный срок". Однако предупредил об опасности: "Множество партий, если им не позволить объединиться в блоки, растащат голоса избирателей, и огромное количество избирателей останется за пределами 5-процентного барьера".
Лидер Левого фронта Сергей Удальцов, как и другие представители несистемной беспартийной оппозиции, к думской трибуне допущен не был, слушал с балкона, что говорят другие. Но потом перед телекамерами заявил: "Мы приветствуем принятие этого законопроекта как первого шага в реформе политической системы, но без дальнейших шагов мы будем считать ее неполноценной, имитационной". Следующий шаг, по его мнению, - разрешение на создание блоков. Удальцов подтвердил готовность оппозиции "к продолжению диалога с властью, равноправного диалога", однако предупредил, что "участие в рабочей группе по доработке политреформы и приглашение в Госдуму" не отменяет "уличной активности".