Блоги сегодня ведут и премьер Медведев, и футболист Аршавин, и певец Киркоров, и опальная ныне Собчак, и еще 2 млн человек.
Первым блогом принято считать страничку Тим Бернерса-Ли, основоположника Интернета, который публиковал на ней новости с 1992 года. Однако более-менее знакомый современному пользователю Сети вид блоги приняли в 1999 году, когда американская компания Pyra Labs запустила свой сервис Blogger.com (который сегодня принадлежит Google).
Теперь, чтобы создать свой блог, пользователю уже не нужно обладать базой знаний по установке и настройке систем управления сайтами, а достаточно было заполнить регистрационную форму и можно было сразу приступать к написанию первого материала.
Столь значительное сокращение числа телодвижений, необходимых для ведения публичного дневника, породило огромное количество пользователей Интернета, которые стали называть себя "блогерами".
Бытует мнение, что блогером может стать каждый, хотя этому нигде не учат. Для одних это просто хобби, а для кого-то - стиль жизни.
Говоря простым языком, "блогер" - это человек, который ведет свой публичный дневник в Интернете. Можно ли стать блогером, просто зарегистрировавшись в "Живом Журнале" или на любом другом сервисе, которых сейчас пруд пруди? Формально - да, но надо понимать, что блогер от просто создателя дневника отличается тем, что пишет новые материалы (или в блогерской лексике - "постит") регулярно, и его мысли привлекают внимание читателей, из которых формируется постоянная аудитория блога.
В России сегодня блоги популярны как никогда раньше.
Количество тех, у кого есть доступ в Интернет, растет с каждым годом, а по скорости доступа и качеству подключения к Сети мы вообще обошли многие страны. И блогосфера многим стала заменять традиционные СМИ. Более того, накануне выборов в ней развернулась настоящая информационная война, даже похлеще, чем в СМИ.
Но вернемся к самим блогам. Как было сказано выше, сегодня регистрация блога осуществима в пару кликов мышки и за несколько минут. Но что дальше? Ведь изначального блоги "по умолчанию" мало чем отличаются друг от друга. Да, основное отличие - содержимое блога. Но это верно лишь отчасти, потому что визуальная составляющая, то как информация преподносится читателю, также играет значимую роль.
Искусство ведения блога (да, именно искусство) состоит из двух компонент - гуманитарной (как и о чем вы пишете, как общаетесь с читателями) и технической (как выглядит ваш блог, на какой площадке он работает). По сути, можно ограничиться лишь первой составляющей, но успешные блогеры знают, что правильная подача информации - одна из причин популярности блога.
Допустим, вы никогда в жизни не увлекались программированием, и все техническое для вас чуждо. Но вы, как и многие пользователи персональных компьютеров, обладаете навыками работы в Microsoft Word и умеете пользоваться Интернетом. Тогда ваш выбор - сервис, позволяющий пользователям создавать блоги.
Вот, например, тот же Твиттер - типичная площадка для блогов. Но он позволяет вести лишь микроблоги, где каждое сообщение ограничено 140 символами. Почему это так и зачем он был создан, мы поговорим в одном из следующих выпусков "Блогосферы".
Когда же речь заходит о российской блогосфере, в первую очередь вспоминается "Живой Журнал". Родился этот сервис в США в 1999 году. Позже основатель продал свое детище компании Six Apart, а в 2007 году та перепродала LiveJournal (англ. "Живой Журнал") международной компании "СУП", главный офис которой расположен в Москве.
Сегодня "Живой Журнал" считается самой популярной блог-площадкой в РуНете. Прежде всего потому, что именно в его блогах разворачиваются политические баталии последних лет. Также большую популярность имеют блоги, посвященные путешествиям и котикам, а также другие клубы по интересам.
"Живой Журнал" часто ругают за проблемы с производительностью и низкое качество обслуживания. Это действительно так. Случается, что сервис работает медленно (а иногда не работает вовсе), а служба поддержки может ответить на ваш запрос через пару месяцев.
Но нельзя не сказать и о хорошем. Главное, за что ценят ЖЖ ("Живой Журнал"), - за сложившееся сообщество пользователей. Многие из них предпочитают не столько вести личные дневники, сколько комментировать чужие записи из френдленты. Последняя, кстати, в свое время была одним из ключевых преимуществ ЖЖ перед другими сервисами. Когда известных сегодня всем социальных сетей в привычном виде еще не было, ЖЖ позволял добавить другого пользователя "в друзья", тем самым подписываясь на обновления его блога. Общая лента всех пользователей, которых вы добавили "в друзья", и получила название "френдленты".
Сегодня существует большое количество аналогичных сервисов, потому каждый может выбрать площадку для блога на свое усмотрение.
Если же вы решили выйти за рамки обычного шаблонного блога, то вам придется заняться созданием своего собственного блога. Для этого можно обратиться к специалистам по веб-разработке или же все сделать самому. Есть несколько популярных бесплатных систем, разработанных по идеологии Свободного Программного Обеспечения. Самая популярная из них - WordPress, на которой работает 3 млн сайтов.
Установка и настройка такой системы требуют ряда базовых навыков из арсенала веб-разработки. Потому если вы не только хотите сделать свой блог более персонализированным, но и вникнуть в то, как устроен Интернет, это однозначно ваш выбор.
Более подробно о том, что необходимо для создания автономного блога, мы поговорим в следующих выпусках "Блогосферы".
Дмитрий Беляев, 26 лет. Живет в Санкт-Петербурге. Предприниматель, уже 12 лет занимается созданием сайтов и разработкой систем управления ими. Недавно на "отлично" защитил магистерскую диссертацию на эту тему.
Свой блог "Сиамский кот" (http://cuamckuykot.ru) ведет с 2008 года. В свободное от работы и учебы время пишет о событиях в мире и России. В месяц его блог читают 100 тыс. человек, по версии "Яндекса", он находится в первой сотне из 55 млн блогов РуНета.
Создатель и ведущий клуба блогеров Санкт-Петербурга "БлогоПитер". Видео с заседаний клуба можно посмотреть на сайте http://blogopiter.ru.