Об опасности распространения коррупции в российском обществе говорят долго и много. С раковыми метастазами ее не сравнивал только ленивый. Необходимость и важность борьбы с ней неоднократно подчеркивалась руководством страны. Президент Дмитрий Медведев называл противодействие коррупции стратегическим приоритетом. В апреле 2010 года по его инициативе была утверждена Национальная стратегия борьбы с коррупцией. "Нет такой таблетки от коррупции, которую принял и выздоровел, должна быть система мер, должна быть правовая система мер и репрессивная", - заявляло руководство страны.
С коррупцией на самом высоком уровне борются и в Москве, и в регионах. С 2000 по 2010 годы, как писала центральная пресса, были возбуждены дела против многих губернаторов, в том числе Смоленской, Курской, Тверской, Амурской, Ярославской, Самарской и Саратовских областей, а также Камчатки и Ненецкого АО. Большинство этих дел были прекращены и закрыты с той или иной формулировкой.
В рейтинге уровня коррупции, составленном организацией Transparency International в конце прошлого года, Россия заняла лишь 143-е место, а число нарушений антикоррупционного законодательства в стране в 2011 году выросло по сравнению с 2010 годом на 40 процентов.
Но борьба продолжается и наращивается темп. Как часто происходит в России, в едином угаре борьбы с чем-то или за что-то подчас начинает теряться всякий здравый смысл и растворяется сама идея, ведь "бороться" - это всегда увлекательно, а победа может принести много бонусов!
Как эта борьба ведется и всегда ли она бывает чистой? Вот, к примеру, подзабытая уже история Алексея Лебедя, брата погибшего генерала Александра Лебедя, губернатора Красноярского края. С 1997 года Алексей Лебедь возглавлял правительство Республики Хакасия. Добился немалых успехов, признан лучшим менеджером России 2001 года. А в 2006 году, писали СМИ, на хакасского премьера было заведено уголовное дело. Ему инкриминировали злоупотребление должностными полномочиями по ч. 2 ст. 285 УК РФ. Два года следователи пытались доказать, что глава республики съездил в США и Австралию за счет средств местного вуза. На два года человек был отстранен от должности, два года ему трепали нервы, а потом дело закрыли "в связи с отсутствием в его деянии состава преступления". От большой политики после этого случая Алексей Лебедь решил держаться подальше.
На премьера Пермского края Николая Бухвалова в 2007 году было заведено дело о неуплате налогов ЖБК-1, которым, как выяснили журналисты, он руководил тремя годами ранее, на сумму 3 млн рублей. Он был вызван повесткой на допрос, но не явился, так как отдыхал в этот момент с семьей в Болгарии. Казалось бы, вернется, придет, и вы его допросите. Но премьера решили объявить в розыск. Так их, коррупционеров, к ногтю! Дело, правда, потом закрыли за истечением срока давности.
Анекдотический случай происходит сегодня в Башкирии. На скамье подсудимых бывший премьер-министр республики Раиль Сарбаев. В феврале 2011 года было возбуждено уголовное дело по факту нанесения ущерба республиканской казне на сумму более 1,6 млн рублей по ч. 2 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), предполагающей до семи лет лишения свободы. Позже обвинение было переквалифицировано на ст. 160 "Присвоение или растрата", которая предусматривает еще более суровое наказание - до десяти лет лишения свободы.
По версии следствия, в 2009 году Сарбаев, будучи тогда премьер-министром, зафрахтовал на казенные деньги небольшой самолет, чтобы отправиться на рождественские каникулы из Уфы в Вену. Казалось бы, стыд и позор, налицо растрата республиканской казны в личных целях. Федеральные телеканалы, центральные и региональные СМИ растиражировали сенсационную новость о еще одном схваченном за руку чиновнике. Остается только догадываться, сколько усилий было потрачено и какие ресурсы задействованы, чтобы "сенсационное дело Сарбаева" раскрутить на таком уровне.
Разумеется, в "подготовленной" с помощью масс-медиа голове возникает картинка, как Сарбаев с семьей, а еще лучше с молодой любовницей пьет шампанское и глинтвейн, прогуливается по улочкам старой Вены, посещает благотворительный рождественский бал в Венской опере и тратит при этом народные деньги направо и налево.
Как же все происходило на самом деле? 27 декабря 2009 года по поручению тогдашнего президента Башкирии Муртазы Рахимова премьер-министр Раиль Сарбаев вылетает со своим помощником в Вену, чтобы провести несколько важных деловых встреч, связанных со строительными контрактами и пополнением республиканского бюджета на социальные нужды. В тот же день, спустя несколько часов, Сарбаев возвращается обратно. Дела сделаны, договоренности достигнуты, президент доволен, командировку можно считать успешной. Откуда вообще могла возникнуть версия о "частных целях" поездки?
Кому было бы приятно и увлекательно провести несколько часов в воздухе ради коротких деловых встреч и тут же вернуться из рождественской Вены обратно в Уфу? Да никому.
Известный российский адвокат Генрих Падва в интервью "Интерфаксу" заявил:
- Никаких данных о том, что Сарбаев использовал это время для каких-либо тайных встреч или для посещения ресторанов, театров, магазинов, следствием представлено не было. Более того, в деле имеются неопровержимые, по моей оценке, данные, что поездка Р. Сарбаева в Австрию носила служебный характер: есть документальные свидетельства того, что он встречался в Вене с австрийскими компаниями по вопросу развития в республике малоэтажного строительства. Не понимаю, как из этого количества материалов можно сделать вывод о частной и личной поездке премьера в Вену.
Однако уголовное дело было заведено и потребовалось больше года, чтобы передать его в суд. Более того, в ряде СМИ появилась информация, что бывший президент Башкортостана во время следствия якобы опроверг слова своего премьера о командировке и заявил, что никаких команд куда-либо лететь ему не отдавал.
Идет суд, Раиль Сарбаев не признает никаких обвинений и продолжает утверждать, что летал в командировку, выполняя прямое распоряжение начальства. Прокурор упирается, вызываются высокопоставленные свидетели... И... никого не обвиняют, а лишь подтверждают слова бывшего премьер-министра: да, Сарбаев летал в Вену в командировку по делам. Внимание, вопрос: зачем вообще нужен был этот цирк?
Ответ очень прост и звучит вполне в духе российской истории: был бы человек, а статья найдется. После фразы "Встать, суд идет!" всем "подсудимым" сразу становится ясно, что им можно, а куда им нельзя. Непрозрачно, зато доходчиво. Бывший премьер-министр РБ Раиль Сарбаев - успешный руководитель, человек совсем еще нестарый, имеющий вес среди населения республики и ее политической и бизнес-элиты. Кому-то это не нравится. Что может быть проще и эффективнее, чем замарать его имя следствием и судом по антикоррупционному делу? Для большинства политиков это почти всегда означает профессиональную смерть, чем бы потом суд ни закончился и какие вердикты ни были бы приняты.
Никто не умаляет саму идею борьбы с коррупцией. Никому не позволено превышать служебные полномочия и транжирить бюджетные деньги, но когда этот действительно важный и как никогда больной для страны вопрос становится инструментом "разборок" внутри элит, все благие намерения федеральных властей так или иначе дискредитируются, а доверие к следствию и суду падает. Любое надуманное обвинение наносит борьбе с коррупцией едва ли не больший вред, чем попустительство. Еще хуже, когда идет битва за "повышение показателей борьбы с коррупцией".
Есть такой сценический номер: борьба нанайских мальчиков - это когда один человек надевает костюм в виде двух ребят и делает вид, что они борются между собой. Зрелищная такая, веселая, не оставляющая никого равнодушным имитация.