23.02.2013 15:55
    Поделиться

    В ночь на понедельник в Лос-Анджелесе объявят победителей "Оскара"

    Церемония "Оскара" - в прямой трансляции "РГ"
    В воскресенье вечером - рано утром в понедельник по московскому времени - в Лос-Анджелесе пройдет очередная церемония вручения премий "Оскар". На этот раз премиальная гонка выглядит необычно.

    Прежде всего, давно на финишной прямой не было так тесно. Претендентов, реально заслуживающих премий, значительно больше самих премий, и с дистанции сошли очень сильные фильмы - такие, например, как "Мастер" Пола Томаса Андерсона, - он получил только актерские номинации, или "Королевство полной луны" Уэса Андерсона, не получившее ничего.

    При этом шедевров, которые могут остаться в истории кинематографа и будут жить на экранах десятилетиями, в числе номинантов нет. Есть просто сильные фильмы "мейнстрима", демонстрирующие завидное здоровье американского кино в годы тотального кризиса идей и финансов.

    Поэтому нет и очевидных всем художественных лидеров. Хотя, как я напомню, есть лидеры политические.

    Но главная интрига заключается в том, что фильм Бена Аффлека "Операция "Арго", хоть и фигурирует в девятке "лучших фильмов", но отсутствует в номинации "лучшая режиссура". За всю историю "Оскара" таких случаев насчитывается всего четыре. И это правильно: не может быть лучший фильм без лучшей режиссуры. Ведь именно уровень режиссуры определяет уровень фильма в целом - все его достижения обусловлены режиссерским выбором и режиссерской волей.

    При этом фильм Аффлека уже победил в обеих главных номинациях на "Золотом глобусе", его режиссуру признали лучшей коллеги Аффлека по гильдии режиссеров, так что показания "Оскара" как никогда заметно разошлись с общем мнением кинопрофессионалов. Это особенно странно: кто составляет Киноакадемию, как не те же самые члены Гильдии режиссеров?

    Так что казус с "Операцией "Арго" можно считать отклонением от базовых профессиональных критериев - отклонением во многом случайным: каприз всегда несовершенной системы голосования. Но и этот фильм - опять-таки не шедевр, не суперсобытие в мире кино. Просто неплохой актер неожиданно доказал, что в его лице мы получили великолепного режиссера.

    Отсутствие "Арго" в режиссерской номинации косвенно сигнализирует, что и главного "Оскара" ему скорее всего не видать. Повторяю, в абсолютном большинстве случаев в обеих номинациях - главной и режиссерской - фартит одному и тому же фильму, исключения крайне редки.

    Сильным претендентом на главного "Оскара" поначалу казался другой политический триллер - "Цель номер один" Кэтрин Бигелоу - фильм о ликвидации Бен Ладена. Но его на самом взлете подбили две мощные ракеты: запущенное прессой предположение, что авторы снабжались информацией из закрытых источников ЦРУ, и обвинение в том, что авторы сильно преувеличили пытки по отношению к пленным террористам. Картина стала быстро и безнадежно тонуть, ей светит разве что премия исполнительнице главной роли Джессике Чэстейн.

    И возникает парадоксальная ситуация: при наличии мощных конкурентов в дамки скорее всего попадут два фильма, которые можно назвать из сильных - слабейшими: "Линкольн" и "Отверженные". "Линкольн" страдает всеми болезнями низкопоклонного "байопика", умиление историческим персонажем перехлестывает через край, хороший актер Дэниел Дэй Льюис играет оживший памятник. "Отверженные", как любой французский мюзикл, монотонно плаксивы и назойливо монументальны, а восхищение актерами, попавшими не в свою тарелку, мне кажется неоправданным.

    Но здесь вступят в действие факторы, не имеющие отношения к искусству. Фигура Линкольна, начавшего движение за гражданские права в США и по сути ставшего крестным отцом их нынешней демократии, давно стала национальной иконой, и понятно, что и режиссера и его зрителей тянет принять молитвенную позу, раз на экране его воплощение. Работает тот же механизм, который заставлял трепетать зрителей "Ленина в Октябре" или воспевшего Сталина "Падения Берлина". Все колесики и винтики национальной психологии сейчас медленно, но верно придвигают далеко не лучшую картину сильно ослабевшего режиссера к абсолютной победе. Дэй Льюис практически обречен на "Оскара", и я удивлюсь, если этой участи избегут картина и ее режиссер. Хотя если избегут - вздохну с облегчением.

    Много шансов и у "Отверженных" - и опять-таки по причинам, не связанным с их объективным качеством. Во-первых, это мюзикл, любимый национальный жанр, который за последние годы заметно иссякает на киноэкранах (последний большой мюзикл, сразу же отхвативший рекордное число "Оскаров", появился десятилетие назад - "Чикаго"). Во-вторых, фильм английский (оказывается, в Европе тоже могут!). В-третьих, у этого мюзикла самая крепкая театральная биография, он тоже стал национальной иконой, по нему большинство американцев узнает о существовании Гюго. Его появлению рада вся Америка.

    Остальные фильмы "великолепной девятки" главной номинации вряд ли надеются на крупную победу. Хотя свой личный "Оскар" я бы не задумываясь отдал блестящему дебюту Бена Зайтлина с фильмом "Звери дикого юга" - это единственное настоящее открытие нынешней "оскаровской" кампании. Открытие перспективного режиссера со своим стилем, художника, который показал нам Америку такой, какой никто еще не видел. Но фильм произведен независимой кинокомпанией, не располагающей большим бюджетом и не способной осыпать академиков и прессу дорогими подарками, давать для них роскошные обеды и устраивать шикарные круизы - как это принято у богатеньких мейджоров. Блистательно начав свой путь на Каннском фестивале, картина Зайтлина была высоко оценена коллегами по гильдиям, но потом стала пропадать в тени более могущественных (в финансовом отношении) конкурентов. И теперь вряд ли набравший максимальную скорость поезд "Оскара" в последний момент свернет на новую колею, обратив на нее свое снисходительное внимание. Разве только сделает отдельное шоу из крошечной артистки девятилетней Кувенджанэй Уоллис, получившей номинацию на приз за лучшую женскую роль. "Оскар", как и пресса, любит такие сентиментальные истории, так что можно ожидать, что ее явление народу будет на церемонии раскручено по полной программе. Если бы она действительно получила премию, копилка "оскаровских" сенсаций пополнилась бы новым рекордом. Но думаю, что все ограничится всемирным умилением.  
    Так как небольшие, но все-таки шансы остаются у "Операции "Арго", я буду болеть за нее.

    Что касается номинации "Лучший фильм на иностранном языке", то в ней, всем ясно, победит "Любовь" Михаэля Ханеке, которая набрала уже столько премий и снискала такое абсолютное признание, что ее слава давно перекрыла ее реальный художественный уровень.

    А в целом напомню, что все это только игра, ипподром, обильно украшенный воздушными шариками, петардами и шутихами. Что настоящие титаны мирового кино, как правило, "Оскаром" не замечались, а фильмы, которые он объявил лучшими, уже спустя два-три года никто не мог вспомнить. Эти цацки играют серьезную роль в коммерческой раскрутке кино - вот это важно. И мы с вами сломя голову побежим смотреть вполне рядовую картину только потому, что ее осенило дыхание золоченого божка - великая сила раскрутки.

    "Российская газета" на своем сайте будет вести прямую трансляцию с церемонии "Оскара". Ее проведут наш корреспондент в Лос-Анджелесе, аккредитованная на церемонию Марина Очаковская и ваш покорный слуга.

    Поделиться