Вам не обидно, что никто из сыновей не пошел по вашим стопам?
Валерий Золотухин: Нет не обидно, потому что я не навязываю детям свою волю. Зачем?! Они вольны в своих желаниях и выборе. Старший мой Денис - священник, средний Сергей стал музыкантом, а маленькому Ивану пока рано выбирать (Золотухину-младшему - восемь лет, но он уже играет в детском спектакле детского театра - прим. ред.). Денис вначале отслужил в армии, потом поступил во ВГИК. Хотя мы, конечно, его туда устраивали с Леонидом Филатовым. Но с третьего курса, неожиданно для нас, ушел. Это была его воля. Он служит в церкви и абсолютно не ропщет, хотя у него пять детей. И естественно материальное положение непростое.
Что ж роптать?! Только позавидовать можно!
Валерий Золотухин: Конечно. Но я имею в виду другое: детей надо прокормить, одеть, дать воспитание. Это сложно. В чем-то и я помогаю. И тоже не ропщу (улыбается).
Легко ли было в зрелом возрасте решиться на рождение третьего сына?
Валерий Золотухин: Это было не случайное событие. Я лично к этому очень готовился. Например, отказался от алкоголя. Я не планировал именно сына, почему-то думал, что будет дочка. И уже за скобками остается то, что я влюбился, а любимая женщина (замечательная актриса Театра на Таганке Ирина Линдт - прим. ред.) сказала: "Я тебя люблю, я тебе рожу и это не значит, что ты должен уходить из семьи, это меня совершенно не интересует".
И в том, что это произошло - заслуга моих женщин: Ирины и жены Тамары, которая не стала устраивать мне пыток и скандалов. А сразу, как только Ванька родился, повесила его фотографию рядом с Сережиной: "Это же наш Ваня!"
Сложно ли быть главой такой многочисленной семьи или это, напротив, способствует тому, что вы еще больше работаете и чувствуете вкус к жизни?
Валерий Золотухин: Когда-то в "Галилее", которого замечательно играл Владимир Семенович Высоцкий, главный герой говорил: "Я презираю мужчин, которые не способны набить себе желудок и не обеспечить свою семью!" Мужчина обязан позаботиться о себе и своих ближних. Я так воспитан и своим папой. У нас тоже была многодетная семья - отец, уходя от одной женщины к другой, забирал с собою и всех детей. А всего их у него было пятеро. И мама нас всех воспитывала: меня, моих сводных братьев и свою дочь от первого брака.
Если бы можно было вернуть время, что бы вы изменили в своей жизни?
Валерий Золотухин: Отвечу вначале словами Экклезиаста: "Не спрашивай, отчего это прошлые дни были лучше? Не от мудрости говоришь это". Да, конечно, в моей жизни были и огорчительные моменты, и дни несчастные, кого-то я обижал и хотел бы все это переменить. Но это ведь невозможно. А кардинально поменять я бы не хотел ничего. В нынешнем времени я нахожу для себя свои плюсы и радости. Сыграл в театре роль Городничего, снялся в "Ночном дозоре", попробовав себя в новом кино. А прошлое не вернешь. В нем было много хорошего, но...
А какие моменты вы обычно вспоминаете, когда бывает нелегко на душе?
Валерий Золотухин: Как человек верующий, если мне тяжко и грустно на душе, то я первым делом вспоминаю молитву. Но я помню и то, что Бог послал мне уехать из села и сразу поступить в московский театральный институт. А потом я работал в Театре имени Моссовета и увидел "Доброго человека из Сезуана" в постановке Юрия Петровича Любимова - это стало моим главным театральным потрясением и таковым осталось на всю жизнь! Сказал себе: "Буду у Любимова на полу сидеть, но я буду в его театре играть!" Так и случилось. В Театре на Таганке я сыграл и Федора Кузькина в "Живом", и Юрия Живаго в "Живом Живаго" - поэтому мне ли роптать на судьбу?! Хотя актер никогда не бывает доволен собой: ему всегда мало ролей, а порой ему кажется, что неудачно сыграл. Если мне показалось, что спектакль прошел неудачно то настроение сразу чудовищно испорчено, и я не сплю всю ночь. Но если плохое настроение возникает от неудач, то лучший способ - проанализировать свои ошибки.
Помню однажды, когда Анатолий Васильевич Эфрос репетировал "Мизантропа", а я играл Альцеста, то все шло как-то не так. Да еще и некоторые ребята ушли в "Современник". Короче, я написал заявление об уходе. И уже в дверях встретился с Эфросом. Сказал: "Я ухожу из театра навсегда". Но мы простояли в "тамбуре" почти час, Анатолий Васильевич выслушал меня и напоследок посоветовал: "Лучшее твое решение - это вернуться в театр, поостыть и через полчаса выйти на сцену". И он оказался прав.
Вы - редкий актер, у которого выходят и интересные книги. Приходится ли вам иногда делать сложный выбор между сценой и литературой?
Валерий Золотухин: Когда я поступил в театральный институт, то педагоги сказали: "Ребята, записывайте все, что происходит с вами - это будут наблюдения, ваша актерская копилка". И я начал записывать, а потом понял, что делаю что-то не то, потому что у меня складывались истории, которые можно было прочитать соседу. И так получилось, что я даже стал зарабатывать журналистикой. Написал статью о моем друге, студенте школы-студии МХАТ Джавиде и отправил в "Дагестанскую правду", получив первый гонорар в пять рублей. А потом я написал один рассказ, второй, третий. И отнес повесть "На Исток-речушку, к детству моему" в журнал "Юность", где ее и опубликовали.
А писатели начали мне говорить: "Брось театр и кино, если Бог дал тебе такой дар!" И они были очень близки к тому, чтобы меня уговорить. Ведь соблазн был велик! Борис Николаевич Полевой меня убеждал, держа в руках книгу: "Старичок, вот это - останется! А все чем ты занимаешься - это тлен". И я теперь подумал, что хорошо, что они меня не сбили. Потому что, то - что останется от тебя на века предсказать очень сложно.
Окончание интервью - здесь.