- Судьба человечества в XXI веке зависит не от кибернетиков, не от генных инженеров или нанотехнологов. А от тех ученых, чья научная специальность называется "Теология". Я имею в виду своих мусульманских коллег, - заявил богослов Кураев. - Дело в том, что ислам, где нет иерархии духовенства, - это религия ученых. Человек, посвятивший не менее 12 лет жизни изучению Корана (улем), получает право на авторизацию исламского учения. Он истолковывает нормы шариата, проецирует их на контекст современной жизни и говорит, что можно, что нельзя. Поскольку ислам интернационален, улемов множество - естественно, по ряду вопросам у них нет согласия. Это нормально и интересно. Но есть один вопрос, от решения которого зависит в целом атмосфера на нашей планете. Он касается значения терминов. А именно - термина "шахид". В переводе на русский - "богатырь, герой". К кому можно приложить этот высокий титул? Скажем, сарацинский воин, который вступает в заведомо неравное, проигрышное сражение с рыцарями-крестоносцами, - безусловно, достоин так называться. А тот, кто взрывает школьный автобус с детьми? Он шахид или подонок? От ответа на этот вопрос зависит очень многое в наше время. Мнения улемов здесь разнятся. И от того, какая их фракция победит, зависит наше благополучие.
Распространенное мнение о том, что у террористов нет национальности и религии, Андрей Кураев охарактеризовал как "научную ересь":
- Может, в воронежский сельхозинститут обратиться: правда ли, что существуют яблочки, у которых нет яблоньки?.. Современная наука знает, какими тысячами зачастую невидимых, неосознаваемых нитей человек вписан в контекст бытия. Какие он сказки слушал, с кем играл - весь космос социальных связей. Помню, как мальчишкой ходил с отцом в кино, первым вопросом было: "Папа, где наши?" (признаюсь, "нашими" для меня тогда были красные). Очень важно понимать, за кого болеть. И вот когда я сегодня слышу от авторитетных мусульманских лидеров, что террористы, мол, не "их" люди и не имеют отношения к исламу, всегда удивляюсь: террористы книжку о Винни-Пухе, что ли, не так прочитали в свое время, что за автомат Калашникова взялись?..
Сам Кураев убежден: раз люди вроде Царнаевых достаточно методично появляются в мусульманском мире - значит, в нем существует методика подготовки этих типов, определенный набор цитат, который приводит людей в боевое настроение.
- Очевидно, что цитаты эти - из исламских авторитетных текстов. Братья мусульмане! Не делайте вид, что их нет. Предложите альтернативное, мирное толкование - выбейте это оружие из рук радикалов! - призвал он, подчеркнув, что риски, связанные с пониманием канонических текстов, есть во всех мировых конфессиях. - По мере развития любой религии в ней формируется две богословские школы: условно говоря, богословие любви и богословие ненависти. И от тебя лично зависит, в какую из школ себя записать. Посмотрите: год назад, когда шла дискуссия вокруг "пусек", у разных православных священников одно и то же Евангелие открывалось на разных страницах. У одних - где Христос бичом изгоняет торговцев из храма. У других, в том числе у меня, - на словах Христа: "А Я говорю вам - благословляйте проклинающих вас"…
Продолжая эту мысль, лектор предположил, что и цитаты из Евангелия, которое держит раскрытым Спаситель на иконах самого распространенного типа, зависели от общественной обстановки на момент написания образа. Допустим, в эпоху Ивана Грозного на таких иконах могло бы стоять: "Аз есмь суд миру". В сентиментальном XIX-м веке - "Да любите друг друга". А в нынешнюю эпоху энергетических монополий, пошутил Кураев, уместно было бы: "Аз есмь свет миру"…
- Вот в православном мире в последнее время появилась такая порода людей - "энтеобразные" (от фамилии москвича Дмитрия Энтео, снискавшего дурную славу агрессивными выходками под предлогом борьбы за веру. - "РГ"). Которые методом мордобоя все решают. Их любимая боевая цитата - из Иоанна Златоуста: мол, если ты услышишь, что кто-то хулит Бога, подойди и освяти руку твою ударом. Я проверял - есть такое. Но у того же Златоуста есть слова о недопустимости насилия в вопросе религии и деле проповеди. Кроме того, святитель был язвенником, а для таких людей характерны перепады настроения и приступы мизантропии. И уж совершенно нельзя представить, чтобы Христос послал апостолов бороться с язычниками физически, - добавил Андрей Кураев.
Увы, существующая система образования в России не обеспечивает формирования у людей навыков критического мышления. Разделение первого в стране вуза - Славяно-греко-латинской академии - на заведение светское и духовное (теперь это МГУ и МДА) пошло, как считает Кураев, не на пользу высшей школе. Семинаристы и академисты в том же Сергиевом посаде не получают полноценных знаний об окружающем мире, а студенты классических университетов без факультетов теологии лишены возможности адекватно представить себе мир религии. Всеобщая же нехватка общей культуры, а особенно культуры дискуссии, и приводит к острым общественным конфликтам на околорелигиозные темы.
Андрей Кураев поддержал идею открыть богословский факультет в воронежском госуниверситете (ВГУ), отметив, что качество образования задается скорее не предметом лекции, а масштабом личности лектора. Поэтому важно подыскать хороших преподавателей, а студенты (как и работа им по окончании вуза) найдутся. Ведь для России развитие православного богословия не менее значимо, чем изыскания ученых мусульман. Даром что на поддержание исламского образования в стране в прошлом году был выделен миллиард бюджетных рублей.