Ольга Евгеньевна, раз уж мы встречаемся накануне Нового года, скажите, удалось ли вам завершить столь непростой проект - снять отпечатки пальцев у всех приезжающих к нам на работу?
Ольга Кириллова: Eсли говорить о самом-самом, то мы успешно осуществили два проекта. Во-первых, проведено дактилоскопирование всех иностранцев, получающих разрешение на работу или патенты.
Причем снятие отпечатков пальцев у наших зарубежных гостей мы начали в январе и уже благополучно завершили создание такого информационного банка данных. А во-вторых, теперь мы выдаем нашим гражданам заграничные паспорта, содержащие информацию о папиллярных узорах указательных пальцев. Так называемые биометрические заграничные паспорта для граждан России с информацией о папиллярных узорах выдаем по желанию заявителей.
Сколько иностранцев в Москве?
Ольга Кириллова: За 11 месяцев было поставлено на миграционный учет более 1 миллиона 911 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 17,2 процента больше показателя 2012 года. Это еще один индикатор нашей работы, иностранцы стремятся находиться в правовом поле.
В Москве появились "миграционные патрули". Зачем они и насколько эффективны?
Ольга Кириллова: Да, по инициативе нашего управления и по согласованию с мэром Москвы сформирована специализированная народная дружина - "Миграционный патруль". Его основная задача - содействие сотрудникам миграционной службы, разъяснение действующего миграционного законодательства, а это профилактика правонарушений. Например, подсказать, как иностранцу узаконить свой статус без привлечения мошенников-посредников. Или принять жалобу от жителя столицы.
Основные места работы патруля - вокзалы, транспортно-пересадочные узлы, метро, места массового скопления людей. За год прошло более 2 тысяч совместных мероприятий с полицией и сотрудниками УФМС, в которых приняли участие 6,5 тысячи "миграционных патрульных". С их помощью за различные нарушения привлекли к административной ответственности 1,6 тысячи иностранных граждан.
Какие выводы вы сделали и что предприняли после нашумевших историй, в том числе и с нелегалами, в Гольяново и Бирюлево?
Ольга Кириллова: С одной стороны - безусловно, была поднята эта серьезная проблема, и я даже рада, что на нее власти обратили самое пристальное внимание. Но, с другой стороны, меня не покидает ощущение, что имела место и хорошо спланированная провокация, особенно после появления националистических и экстремистских лозунгов, призывов к погромам. А ведь это очень тонкая материя - межнациональные отношения.
И еще появились откровенные спекуляции. Мол, именно после этих печальных событий началась массовая зачистка рынков от криминала и нелегалов. Мэр Москвы Сергей Собянин задолго до этого утвердил список объектов торговли, которые надо привести в цивилизованный вид или ликвидировать. И такая работа шла. Тот же Матвеевский рынок проверялся 6 раз, как нашими сотрудниками, так и совместно с сотрудниками полиции. Поэтому ошибочно полагать, что якобы только после массовых драк власти начинают что-то делать.
Нелегальная миграция - очень больной вопрос, вызывающий в том числе и социальную напряженность. Есть ли надежда, что эта проблема начнет решаться?
Ольга Кириллова: В июле принят федеральный закон, внесший ряд изменений в миграционное законодательство. Для иностранцев, которые находятся и трудятся в России незаконно, там предусмотрено обязательное административное выдворение, при необходимости с помещением в центр содержания. То есть, свободы передвижения такого "гостя" лишат. И, кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях введены повышенные штрафные санкции. Выдворение влечет за собой закрытие въезда в нашу страну на 5 лет. В этом году мы широко применяли такую форму воздействия.
Многим уже закрыли въезд?
Ольга Кириллова: В Москве - более 65 тысячам иностранцев, в пять раз больше, чем в прошлом году. Выдворили - более 23 тысяч. Штрафных санкций было наложено более чем на 1,2 миллиарда рублей - как на работодателей, использующих нелегалов, так и на самих мигрантов.
Но москвичи, конечно, эту "бухгалтерскую" сторону нашей работы видеть не могут. Зато они видят другое: в разы увеличилось количество совместных с полицией проверок самых разных объектов - рынков, предприятий, общежитий, строек, складских комплексов, пресловутых "резиновых" квартир. Выявили 16 тысяч случаев незаконного трудоустройства, 660 фактов организации незаконной миграции. А это уже - преступление, за которое полагается солидный срок лишения свободы.
Кстати, а каково решение по созданию нового центра содержания иностранных граждан? Известно, что с 1 апреля следующего года такие центры от полиции передаются ФМС.
Ольга Кириллова: Вопрос очень актуальный. Передаваемый нам от ГУ МВД центр содержания иностранных граждан рассчитан всего лишь на 400 человек, а этот объем явно не удовлетворяет существующей потребности. Однако правительство Москвы держит решение вопроса на контроле. Скажу откровенно - пока конкретного решения нет, не определились с местом. Территория под центр в Московской области нас не устраивает - слишком далеко. Надо что-то подбирать в Москве, но при этом обеспечить необходимые условия размещения для двух тысяч человек - они ведь не осужденные. С другой стороны, новый центр должен быть расположен так, чтобы не мешал и не раздражал москвичей, то есть тоже в относительно пустынном месте.
Как вы относитесь к высказываниям о необходимости введения визового режима для всех въезжающих в Россию? Может, это отсечет нежеланных гостей?
Ольга Кириллова: Думаю, в визах для граждан СНГ нет необходимости. А вот въезд по загранпаспортам - правильная идея. Ведь прежде чем вручить гражданину загранпаспорт - в любой стране, - его всесторонне проверят и правоохранительные органы, и спецслужбы. Вот они и не впустят к нам те элементы, которые создают впоследствии этническую преступность. Но одни лишь запретительные меры, ужесточение законодательства не решат проблемы миграции. Президент России в своем Послании указал нам новый вектор решения - экономический. Например, глава государства предлагает уйти от централизованного квотирования иностранной рабочей силы и предоставить регионам самим решать, сколько им надо трудовых мигрантов.
Насколько выгодны Москве иностранные работники?
Ольга Кириллова: Сейчас в столице более 230 тысяч иностранных граждан имеют разрешение на работу и 214 тысяч - патенты, дающие право трудиться у физических лиц. За это право они заплатили налоги, в результате в бюджет города поступило в виде дохода более 1,2 миллиарда рублей.
Это - чернорабочие, дворники, строители?
Ольга Кириллова: Есть и высококвалифицированные специалисты. В этом году мы оформили почти 6,5 тысячи разрешений на работу таким гостям. Многие из них прибыли в визовом режиме из Вьетнама, Германии, Великобритании, Франции, США, Турции и Италии. Большинство занято в оптовой торговле, предоставлении услуг, рекламе, ресторанном бизнесе, строительстве. В этой среде наиболее распространенные профессии - менеджер, генеральный директор, инженер, консультант.
К вам много приходит жалоб и обращений от граждан?
Ольга Кириллова: Много. В основном обращаются за справочно-консультационной информацией, сообщают о нарушениях миграционного законодательства. Жалуются же чаще всего на очереди в районных отделениях, на отсутствие в ряде подразделений комфортных условий для подачи документов и получения государственных услуг. К сожалению, из-за известных материальных и технических трудностей мы с этим сталкиваемся. Если наш сотрудник не "умеет" работать с людьми, то с такими прощаемся. Правда, есть и хорошие примеры: паспортно-визовый центр, многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы, где все делается гораздо быстрее и удобнее для людей. Совместно с правительством Москвы был создан call-center для получения первичной справочной информации. Москвичи уже смогли оценить все преимущества такой формы обратной связи.