По расчетам аналитиков, рост ВВП России не превысит 1,5 процента, промышленность по-прежнему будет еле плестись, а отток капитала усилится в разы. Единственный свет в окошке - инфляции, которая по прогнозам замедлится до 5 процентов.
Действительно ли год будет таким тяжелым, как утверждает экс-министр финансов Алексей Кудрин, станет ли год самым худшим для России с начала 2000-х? Что ждет россиян и их сбережения? На эти и другие вопросы ответил эксперт Института современного развития Никита Масленников.
Доллар и евро в конце года продемонстрировали резкие скачки, установив несколько рекордов. Как, на Ваш взгляд, будет вести себя валюта по отношению к рублю в начале года?
Масленников: Доллар и евро продолжат укрепляться. Основным фактором поддержки "американца" станет сокращение ФРС с января 2014 года программы по стабилизации экономики. Она будет делать это плавно и достаточно мягко.
Пока заявлено о том, что ежемесячно федеральный резерв купит на 10 миллиардов меньше государственных облигаций и ипотечных бумаг. А дальше будут смотреть, какие следующие планки ставить. Это случится уже к концу первого квартала 2014 года.
Евро тоже будет укрепляться. И в первую очередь на ожиданиях всех игроков рынка относительно восстановления экономики еврозоны, улучшения рыночной конъюнктуры в целом по отношению к евро. В 2013 году размещение бондов в евро оказалось на четверть больше, чем по размещению у доллара. И такое поведение инвесторов подталкивает евровалюту к росту.
Эксперты прогнозируют серьезную девальвацию рубля? Вы согласны с такими опасениями?
Масленников: Я бы сказал, что это не опасение, а реальность, данная нам в ощущениях. Причина в том, что ухудшается счет текущих операций платежного баланса. И во втором квартале 2014 года вполне возможен его устойчивый дефицит в размере 10-15 миллиардов долларов. А это начнет давить на рубль, хотя ослабление будет протекать довольно плавно.
Мой прогноз - к концу года доллар будет стоить 35 рублей. По евро пока прогнозировать не возьмусь.
Какая валюта будет предпочтительней для сбережений?
Масленников: Евро переоценен к своей стоимости на 15-20 процентов, и в перспективе он должен снижаться. Если сравнивать евро и доллар сейчас, то американская валюта выглядит предпочтительней. Но США нужно еще пережить февральское повышение потолка госдолга и все сложные межпартийные дискуссии в Конгрессе по этому поводу.
А вообще сбережения лучше всего хранить в валюте платежа. Так что я бы придерживался классической стратегии: 60 процентов хранил бы в рублях, 15 в евро, а все остальное в долларах. Четверть основных работодателей страны снизят наем сотрудников, а 5 процентов даже сократят персонал. Такие данные были получены РБК daily совместно с компанией Manpower в результате опроса 80 крупнейших предприятий разных отраслей экономики.
С чем это связано?
Масленников: Здесь два главных фактора. Первый - это стремление оптимизировать издержки в условиях рисков возможной рецессии и как минимум стагнации. Второе - это еще и приспособление на ранних подступах к росту налоговой нагрузки в связи с пенсионной реформой, которая будет означать новую прогрессию страховых взносов.
По некоторым оценкам Минфина, переход на новую прогрессию страховых взносов для большинства предпринимателей будет означать увеличение нагрузки оплаты труда примерно на 4 процента. Это много. И потому очень солидный стимул для того, чтобы начать оптимизировать издержки, в том числе в трудовой составляющей.
Плюс к тому, если взять предприятия торговли, то там естественно резкий взлет арендной платы в связи с тем, что собственники недвижимости уже начинают платить налог, рассчитанный по кадастровой стоимости, которая выше прежней.
То есть на рынке труда будет шторм?
Масленников: Он весь следующий год будет развиваться в сторону большей гибкости, но при этом становиться все более напряженным. Не исключаю, что уровень безработицы в 2014 году может превысить 6 процентов.
И что делать? Стоит ли менять работу в начале года или подождать и посмотреть, как будут развиваться события?
Масленников: Если есть уверенность, что рабочее место гарантировано, то менять место можно. Но можно и подождать. Все зависит на самом деле от конкретной самооценки конкретного человека.
А как себя покажет экономика, судя по предыдущим прогнозам - не с лучшей стороны?
Масленников: Понимаете, наша экономика застряла на переезде от одной модели развития к другой. Одна уже не работает, другая еще не сложилась. Поэтому я не исключаю "варианта Кудрина".
А то, что экономика не работает, видно по темпу роста ВВП в этом году, который составил всего 1,4 процента. К тому же не срабатывают все регулятивные практики, которые традиционно стимулировали рост. Сегодня очевидно, что бюджетной накачки не получится, да и она не даст в данной структуре экономики необходимого эффекта. Что касается денежно-кредитной политики, то это большое лукавство считать, что она способна стимулировать экономику сама по себе. Она может поддерживать ее на плаву, но, если причины торможения носят структурный характер, ускорить экономику действие финансовых властей не смогут.
Поэтому у нас остается только один ресурс по ускорению экономической динамики - это структурные реформы. Эффект от них далеко не быстр, но тем не менее это необходимо, потому что других возможностей у нас просто нет. И задача России в ближайшие 2-3 года провести переструктуризацию экономики, начиная с повышения качества институтов, улучшения инвестиционного климата и так далее.
И что в итоге мы получим в следующем году?
Масленников: Шансы оптимистического и пессимистического сценария оцениваются как 50 на 50. Но и выбор, прямо скажем, не очень велик. Оптимистический сценарий - это стагнация, пессимистический - рецессия. Если говорить о пессимистическом сценарии, то он может начаться реализовываться после традиционно провального января. В этом случае мы получим рецессию, то есть спад не только общепромышленный, но и общеэкономический на протяжении 4-5 месяцев. А со второй половины года будем уже наверстывать упущенное. В итоге темпы роста экономики по году могут сложиться примерно на уровне 2 процентов.
Что касается оптимистического сценария, то мы окажемся в вялотекущей стагнации все первое полугодие. Затем будем постепенно разгоняться. Темпы роста окажутся немного повыше, чем при пессимистическом сценарии, но ненамного - где-то 2,2-2,3 процента.
А как сложится первый квартал?
Масленников: Если сбудется пессимистический сценарий, то роста вообще не будет. При оптимистическом сценарии он составит не более 1 процента. И это даже с учетом Олимпийских игр в Сочи.
Многие эксперты прогнозируют новую волну кризиса. Пострадают сырьевые отрасли: черная металлургия, нефтедобывающая промышленность, горнодобывающая отрасль. Это повлечет падение грузовых перевозок, прежде всего, водным транспортом. Поэтому вынуждены будут поднять расценки операторы железнодорожных перевозок. Такой сценарий реален?
Масленников: В одном декабрьском опросе директора предприятий оценили вероятность новой волны кризиса как очень высокую. Да и факторы, которые могут спровоцировать кризис, уже сложились. Это и крайне вялый спрос особенно на промышленную продукцию, а также инвестиционная летаргия. Во внешней экономике в 2014 году все должно быть спокойно, так как все делают ставку на ее ускорение. Так что триггером (спусковым крючком) станут события внутри страны.
Россия к концу года расщедрилась. Простила Кубе 30 миллиардов долларов долга, купила облигации у Украины на 15 миллиардов долларов, а также предоставила кредит Белоруссии в 2 миллиардов долларов. Почему? Лишних денег у нас уж точно нет.
Масленников: У всех этих трех историй своя собственная логика и мотивы для принятия решений.
В случае с Кубой не секрет, что страна просто отказывалась вести переговоры о реструктуризации этого долга. При этом все наблюдали, что в кубинскую экономику идет массовый приток иностранных инвестиций. На Кубе - в этой уникальной туристической зоне - идет строительство отелей. И все делается без российского участия. Так что главный мотив России был в том, чтобы российский капитал присутствовал на Кубе. А деньги они все равно не отдадут, так как их просто нет.
Что касается Украины, то здесь история тоже достаточно специфическая. Россия дала понять, что можно выйти из дефолта сугубо рыночным путем. С Белоруссии все проще. Это союзническая рента, плата за продвижение Таможенного союза и Евразийского экономического пространства.
Негативные события
Полномасштабная рецессия - 50%
Локальный банковский кризис - 50%
Отрицательное сальдо счета текущих операций более - 50%
Удвоение дефицита региональных бюджетов - 60%
Безработица около 6% - 40%
Позитивные события
Начало роста инвестиций в основной капитал - 60%
Снижение инфляции до 5% - 60%
Исполнение мер, предусмотренных "дорожными картами"
по улучшению делового климата - 40%
Ускорение роста ВВП до 2,3-2,5% - 50%
Уточнение решений, увеличивающих фискальную нагрузку
на бизнес - 30%