Пермской полиции запретили разглашать данные участников ДТП
Основанием для появления этого документа стал инцидент, произошедший минувшей осенью. Жительница Перми угодила в аварию и сообщила об этом в дежурную часть одного из отделов ГИБДД. Однако вместо сотрудников дорожно-патрульной службы с ней связался аварийный комиссар. Он предложил женщине свои услуги в оформлении документов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. За это он попросил 900 рублей. Женщина отказалась с ним сотрудничать и дождалась сотрудников ГИБДД. После этого ей стало интересно, почему вместо полиции к ней обратился аварийный комиссар. Она сообщила об этом инциденте в ГУ МВД России по Пермскому краю и вскоре получила ответ, где полицейское начальство подтвердило факт передачи информации их подчиненными аварийному комиссару.
После этого последовало обращение в антимонопольную службу. Сотрудники УФАС усмотрели в произошедшем нарушение статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и начали проверку.
- Мы направили запрос в краевой полицейский главк и приготовились к долгому рассмотрению дела, - говорит Антон Удальев, и.о. руководителя Пермского УФАС. - Однако пермские полицейские отреагировали буквально молниеносно. Они полностью признали факт нарушения и приняли целый комплекс мер по предупреждению подобных инцидентов.
Результатом проверки стало распоряжение руководителя пермской полиции Юрия Валяева "О мерах по недопущению передачи данных о дорожно-транспортных происшествиях аварийным комиссарам и иной информации третьим лицам", изданное 16 декабря.
Документ строго регламентирует поведение сотрудников дежурных частей и инспекторов ДПС ГИБДД Пермского края при регистрации и оформлении дорожных происшествий.
Сейчас дежурные экипажи ГИБДД будут получать только информацию о месте аварии и марках пострадавших автомобилей. Пункт 1.5 распоряжения прямо запрещает сотрудникам дежурных частей полиции сообщать им сведения о персональных данных участников ДТП.
Сами аварийные комиссары считают, что без их помощи сейчас на дорогах не обойтись. Из-за уменьшения численности дорожно-патрульной службы попавшим в аварию водителям приходится ждать вызванный наряд Госавтоинспекции долгие часы.
- Если участники ДТП обращаются в ГИБДД, ожидание и оформление документов может занять 10-12 часов, - говорит аварийный комиссар Юрий Барабанов (фамилия изменена). - Я сам работал в ДПС, и знаю, что полицейские загружены очень сильно, и они не могут оперативно подъехать к месту аварии, особенно если она незначительна и обошлось без пострадавших.
Никакими законами деятельность аварийных комиссаров не регулируется, но и не запрещается. Аварийные комиссары за определенное вознаграждение - сейчас это примерно 1000 рублей - составят схему дорожно-транспортного происшествия. Проконсультируют участников аварии, как правильно оформить документы, произведут фотографирование места ДТП.
На место происшествия они прибывают обычно в течение часа после вызова. Услуги аварийные комиссары оказывают только в тех случаях, когда в ДТП нет пострадавших.
Естественно, что сведения об авариях они пытаются получить в экстренных службах, поскольку тем первым становится известно о случившемся. Но сейчас, после вмешательства антимонопольной службы, информации у них станет гораздо меньше. Служба собственной безопасности пермской полиции сейчас обязана проверять исполнение этого документа.
- Мы уже несколько раз сами звонили в дежурные части, сообщая о вымышленных авариях, так сказать, действуя под легендой, - говорит Дмитрий Загребин, заместитель начальника ОРЧ СБ ГУ МВД России по Пермскому краю. - Никакие аварийные комиссары к месту аварии не приезжали, и никто на наших "пострадавших" не выходил с предложением помощи.
Правда, "безопасник" отметил, что зафиксированы случаи, когда аварийные комиссары появлялись после сообщения о ДТП в службу скорой помощи.
Однако пермских журналистов несколько смутила формулировка о запрете передачи информации третьим лицам: сотрудники ОВД перестанут сотрудничать с работниками СМИ. Но в ГУ МВД России по Пермскому краю разъяснили, что на журналистов действие этого документа не распространяется.
Институт аварийного комиссарства появился в 1998 году в Санкт-Петербурге. "Аваркомы" появились из необходимости физически защищать угодивших в ДТП водителей друг от друга, так как "разборки" на месте аварии имели тогда тенденцию принимать криминальный характер.
Первые отечественные аварийные комиссары больше походили на дюжих охранников, готовых выехать на защиту попавшего в транспортную переделку клиента. Да и учреждались эти службы поначалу, как правило, при частных охранных предприятиях. С введением закона об ОСАГО, все поменялось. Службы аварийных комиссаров эволюционировали до роли ассистентов, помогающих водителям после аварии справиться со стрессом и правильно оформить документы, эвакуировать поврежденный автомобиль, а страховым компаниям - бороться со страховыми мошенничествами. Сегодня в этот бизнес охотно идут бывшие работники правоохранительных органов, юристы, эксперты и страховые агенты. Уже 17 фирм в Перми оказывает услуги аварийного комиссарства.
Алексей Карин, и.о. начальника ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю:
- С сотрудниками Госавтоинспекции Прикамья уже проведены инструктажи о недопустимости передачи сведений о дорожно-транспортных происшествиях аварийным комиссарам. Однако водителям тоже стоит немного подумать о сложившейся ситуации. Пробки на дорогах зачастую спровоцированы авариями. Водители могли бы сами с ними разобраться, если бы самостоятельно составляли схемы ДТП. Как это грамотно сделать, подробно указано в правилах дорожного движения. Тогда и пробок бы стало гораздо меньше.