По мнению экспертов, отменить эту норму нужно было уже давно. На самом деле непонятно, зачем одна и та же обязанность возложена и на банки, и на бизнес. Причем и те, и другие за ее невыполнение должны были нести ответственность. "Сейчас организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган как об открытии или о закрытии счетов, так и о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. При этом сообщить об этих обстоятельствах необходимо в течение семи дней. За нарушение срока налогоплательщика могут привлечь к ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. согласно ст. 118 НК РФ. Кроме того, может быть назначен и административный штраф в размере 1-2 тыс. руб. (ст. 15.4 КоАП РФ)", - рассказала руководитель "Центра правового обслуживания" Анна Коняева.
Примечательно, что внебюджетные фонды (ФСС РФ и ПФ РФ) тоже требуют, чтобы их уведомляли об этом в течение семи рабочих дней. "Представляется, что ранее эта мера была предусмотрена для дополнительного контроля, в случае если банк в силу каких-то причин не сделает этого. На практике банки не допускают таких нарушений, чего нельзя сказать о налогоплательщиках, которые часто забывают это сделать", - говорит руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП" Сергей Елин.
Норма, устанавливающая ответственность за нарушение обязанности по сообщению о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа, в НК РФ и КоАП РФ не содержится. За это нарушение налоговики привлекают налогоплательщика к ответственности по статье 126 НК РФ (за непредставление инспекции сведений, необходимых для осуществления налогового контроля). Кроме того, аналогичные сведения в отношении бизнеса в налоговую инспекцию по месту своего нахождения должны представлять также банки, которые непосредственно открывают счета налогоплательщикам и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа.
"Отмена обязанности налогоплательщика по предоставлению этих сведений при сохранении такой обязанности для банков целесообразна. Новшество будет логично и устранит ситуацию, когда налоговый орган получает дублирующие друг друга сведения из двух различных источников - от налогоплательщиков и от банков", - пояснила Анна Коняева.
Однако говорить о значительном снижении административной нагрузки для бизнеса не приходится. Изменения отразятся лишь на тех налогоплательщиках, которые часто открывают и закрывают счета в банках, а также используют корпоративные электронные средства платежа.
Законопроект разработан в рамках реализации "дорожной карты" по реформированию налоговых органов. По мнению Сергея Елина, это положительное нововведение, так как в отличие от банков компании часто забывали уведомлять налоговые органы об открытии и закрытии счетов, за что привлекались к административной ответственности. С отменой этой обязанности снижается и административная нагрузка.
В решении об отмене обязанности уведомлять налоговые органы прослеживается взаимосвязь с нововведениями от 1 июля 2014 года. Суть их в том, что банки будут сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только юридическими, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов. Кроме того, 1 июля вступит в силу новая редакция п. 2 ст. 86 НК РФ, в котором урегулирован порядок предоставления банком справок о наличии счетов, вкладов и депозитов, а также об остатках денежных средств на счетах и вкладах организаций и предпринимателей. Согласно редакции, действующей до 1 июля 2014 года, инспекция вправе запросить эти сведения, в частности, в случае проведения мероприятий налогового контроля в отношении организаций и предпринимателей. В соответствии с новой редакцией инспекция сможет запросить сведения у банка в случае проведения налоговых проверок или в случае истребования у них документов (информации) на основании ст. 93.1 НК РФ. "С одной стороны, прослеживается тенденция к снижению административной нагрузки на налогоплательщиков, но с другой, усиливается контроль, консолидируется информация по депозитам и счетам физических лиц", - отмечает Сергей Елин.