Эксперты предлагают перевести автотранспорт на газовое топливо
Начнем с пользы для природы. Например, специалисты "Газпрома" утверждают, что по суммарной экологической опасности газовое топливо в сто раз предпочтительнее бензина и солярки. Основной экологический эффект возникает в результате снижения содержания в выхлопных газах бензапирена - высокотоксичного канцерогена, коэффициент экологической опасности которого в 5 млн раз выше, чем у угарного газа. Если взять оборудованный газовым движком КамАЗ, то в выхлопе получим сажи в три раза меньше, чем у дизельного мотора аналогичной мощности, а угарного газа - в 200 раз.
По данным аналитического агентства Автостат, в нашей стране автомобили потребляют около 62 млн тонн топлива в год на сумму 75 млрд долл. Из них 33 млн тонн солярки на 40 млрд долл., доля газа - всего 2,4%. Перевод хотя бы половины грузовых автомобилей на ГМТ позволит увеличить выручку газового холдинга ежегодно на 4-5 млрд долл., а также увеличить экспорт дизтоплива еще примерно на 13-20 млрд "американских рублей".
Известно любому, что во всяком товаре, который продается в России, около 20-25% составляют расходы на его доставку на прилавок. В тарифе автотранспорта - треть составляют затраты на топливо. Природный газ (1 куб. м) дешевле солярки (1 л) втрое. Хотя соотношение 1:1 здесь неверно, поскольку газа автомобиль будет потреблять чуть больше, чем традиционного топлива, на 1 км пробега. Тем не менее, считают эксперты, автотранспортные расходы компаний-перевозчиков благодаря переводу парка на ГМТ реально снизить на 20%. В конечной цене продукта для потребителя это может дать снижение транспортных расходов от 16 до 20%. Эта цифра получается даже больше, чем ориентиры Транспортной стратегии до 2030 г. (снижение 13%).
Как сообщил "РГ" директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, за последние пять лет спрос на компримированный природный газ (КПГ) в качестве моторного топлива увеличился более чем вдвое до 30,1 млрд куб. м. Общее количество авто на метане приблизилось к 19 млн. В том числе легковых автомобилей более 17 млн, грузовых - 400 тыс., автобусов - более 1 млн, прочей техники - 300 тыс. Причина роста спроса - повышение цен на традиционные виды топлива и ужесточение норм законодательства в отношении выбросов вредных веществ. В России же к 2013 году насчитывалось всего 86 тыс. автомобилей, работающих на КПГ, а общее число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) едва достигало 250.
Малую популярность ГМТ в нашей стране можно объяснить несколькими причинами. После переоборудования для работы на газе у авто ухудшаются некоторые характеристики: вырастает масса, снижается полезная загрузка, практически в полтора раза уменьшается пробег после заправки до полного баллона, немного страдает мощность двигателя, приходится чаще менять масло и топливные фильтры. И только адекватная этим затратам стоимость ГМТ может помочь владельцу машины закрыть глаза на эти недостатки. "Главным стимулом перехода на ГМТ должна быть низкая цена на газ, - считает эксперт Федерации автовладельцев России Андрей Веселков, - сейчас она действительно ниже. Но десять лет назад и цена дизтоплива была значительно меньше, чем бензина. А нынче солярка даже перегнала по стоимости 95-й бензин".
Вторая причина - недостаток заправочной инфраструктуры КПГ (с заправкой пропаном дела обстоят получше). Стало быть, для предприятия, чей автопарк работает на метане, неизбежны порожние пробеги, а это тоже расходы, и немалые. Ну и нелишним бы были для потребителей ГМТ льготы, в том числе по транспортному налогу и налогу на имущество, преимущества при выполнении госзаказа и т.д.
Впрочем, майское (2013 г.) постановление правительства о частичном переводе на ГМТ муниципального автотранспорта несколько оживило ситуацию на рынке газомоторного топлива. Уже в том же 2013 году регионам было выделено из госбюджета 4,3 млрд руб. на закупку перспективного подвижного состава. Кроме того, зашевелились и нефтегазовые компании, начав вкладывать средства в развитие газозаправочной инфраструктуры. Так, "Газпром газомоторное топливо" до 2020 года пожертвует на строительство 2500 АГНКС 241 млрд руб.