В России может закрыться половина автошкол
Вчера представители ГАИ Москвы и России, а также министерства образования и Рособрназора разъяснили руководителям автошкол особенности новых требований к подготовке водителей.
Напомним, что 12 августа вступили в силу примерные программы подготовки водителей. В этом документе прописаны требования к автошколам, на основании которых они уже могут обучать водителей. Одно из требований - это согласование в ГИБДД рабочих программ автошкол с примерными, а также получение в ГАИ заключения о соответствии материально-технической базы требованиям новых программ.
Самый больной вопрос - требования к площадке для обучения навыкам вождения. В конечной редакции программ установлен ее минимальный размер - 0,24 га. Именно этот вопрос вызывает наибольшее возмущение среди представителей автошкол. Только в Москве из 350 автошкол лишь 30 имеют такие площадки в собственности. Еще 30 - арендуют. Спрашивается, где обучают водить все остальные? Во дворах, создавая опасность для местных жителей?
Оказывается, еще некоторым автошколам удалось договориться с местными префектурами о предоставлении им некоторых не введенных в эксплуатацию парковок в качестве таких площадок.
Однако, согласно указанию Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, рассматриваются только документы собственности и аренды. Кроме того, в них должно быть указано целевое назначение площадки. То есть, если территория предназначена для капитального строительства или размещения пункта торговли мороженым, то в качестве площадки для обучения вождению она уже никак не может фигурировать. Получив подобные документы, инспектор просто обязан их отправить в МВД для разбирательства по поводу нецелевого использования земли.
Между тем дефицит земли в большом городе - это серьезная проблема. Свободной земли нет. А та, что есть, никак не предусмотрена для обучения водителей. Более того, в перечне использования тех или иных земельных участков термин "площадка для обучения первоначальным навыкам вождения" вообще не фигурирует.
В итоге может получиться так, что почти половине автошкол столицы придется уйти с рынка. Не сказать, что это может плохо сказаться на качестве обучения. Но о доступности услуги уже говорить не приходится.
Между тем поправки в закон о безопасности дорожного движения, на основании которого разрабатывались эти требования, вступили в силу 5 ноября прошлого года. Спустя полгода после официального опубликования. Программы были разработаны в декабре прошлого года и с минимальными поправками зарегистрированы в министерстве юстиции 9 июля этого года. До 12 августа у автошкол было время подготовиться. Однако на сегодняшний день, например, в ГИБДД Москвы зарегистрировано только две заявки на проверку соответствия программ подготовки водителей и проверку материально-технического оснащения автошкол.
Земельные проблемы представители власти пытаются учитывать. Так представители Мосгордумы заявили, что сейчас готовится обращение к правительству столицы о выделении таких участков земли в каждом округе Москвы.
Напомним, что установление требований к наличию площадки для обучения первоначальным навыкам вождению появилось не просто так. Это своеобразная защита от полулегальных автошкол, которые вместо того, чтобы обучать водителей, попросту торговали свидетельствами об их окончании. Содержание площадки и сооружение на ней необходимых объектов требует вложений. Торговля свидетельствами по демпинговым ценам этих расходов не покроет.
Новые требования к автошколам, если сейчас не решить проблему, в том числе с выделением земли, могут болезненно сказаться на тех, кто хочет получить права. Из-за дефицита автошкол возникнут очереди на обучение вождению. Поправить ситуацию сможет постановление правительства о допуске к управлению. Документ находится на согласовании. В нем предусмотрена возможность сдавать экзамен на права без привязки к месту жительства.