Верховный суд признал "Правый сектор" и УНА-УНСО экстремистскими

Вчера Верховный суд рассмотрел иск Генпрокуратуры о признании украинской праворадикальной партии УНА-УНСО экстремистской.

Заседание суда проходило за закрытыми дверями. Это объяснили тем, что некоторые документы, предъявляемые в ходе заседания, имеют гриф "секретно". В результате судьи запретили деятельность праворадикальных организаций "Правый сектор" и УНА-УНСО в России, признав их деятельность экстремистской. Помимо них, экстремистскими признаны еще две организации: это Украинская повстанческая армия (УПА) и "Тризуб имени Степана Бандеры". Их деятельность в России отныне также запрещена. К слову, в Крыму одиозная УНА-УНСО была запрещена как угрожающая безопасности жителей полуострова еще 11 марта 2014 года.

Генпрокуратура направила иск в Верховный суд 17 октября. Запрещенная УНА-УНСО появилась на Украине в начале 1990-х годов. Некоторые бойцы Украинской народной самообороны в эти годы участвовали в грузино-абхазском конфликте вместе с лидером Дмитрием Корчинским. Этот человек сейчас возглавляет националистическую партию "Братство".

В марте 2014 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело против граждан Украины, состоявших в рядах УНА-УНСО. В списке следователей известные фамилии - Корчинский, братья Тягнибок и Дмитрий Ярош. Все они подозреваются в участии в банде, которая воевала против федеральных сил на стороне чеченских сепаратистов в 90-х годах и отличалась крайней жестокостью.

Но реально ли привлечь к ответу тех, кто не собирается приезжать в Россию? И как поймать за руку тех, кто не пойдет регистрировать эти националистические движения в нашей стране? Опытные юристы утверждают, что и международный и российский законы все это позволяют делать.

Так, по словам почетного адвоката России Алексея Куприянова, законодательство многих государств предусматривает уголовное преследование национальными правоохранительными органами и предание национальным судам правонарушителей даже в том случае, если преступления совершены за их пределами, и даже если эти преступления совершены иностранцами, никак не связанными со страной, в которой их могут осудить.

В Крыму УНА - УНСО была запрещена как угрожающая безопасности жителей еще весной 2014 года

Обычно эти нормы закона применяются уважающими свой суверенитет странами, когда преступления совершены против их гражданина или интересов своей страны. Либо имеют место преступления, признанные таковыми международными договорами, а государство, на территории которого совершенно преступление, не собирается его расследовать или наказывать преступников.

Это правило основано на основополагающем принципе международного права "принципе защиты национальных интересов". Кроме того, рядом международных договоров особо признана необходимой борьба  с преступлениями посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, наемничество и других.

Уголовный кодекс России аналогичным образом предусматривает уголовное преследование иностранцев, совершивших преступления за границей "в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации".

Что касается практики применения национальных норм уголовного права о привлечении к ответственности иностранцев, никогда не бывавших на территории страны, то в прессе достаточно много прецедентов. Нередко проводятся тонко спланированные  операции по похищению людей в чужих странах, очень сомнительные с точки зрения соблюдения чужого суверенитета, а потом громкие процессы в национальных судах. Но обычно для придания национальному суду дожидаются приезда преступников в страну или заманивают их туда.

Компетентно

Алексей Куприянов, почетный адвокат России

Законодательство многих государств предусматривает уголовное преследование национальными правоохранительными органами и предание национальным судам правонарушителей даже в том случае, если преступления совершены за их пределами. И даже если эти преступления совершены иностранцами, никак не связанными со страной, в которой их могут осудить. Обычно эти нормы закона применяются странами, когда преступления совершены против их гражданина или интересов своей страны. Либо имеют место преступления, признанные таковыми международными договорами, а государство, на территории которого совершено преступление, не собирается его расследовать.

Уголовный кодекс России аналогичным образом предусматривает уголовное преследование иностранцев, совершивших преступления за границей "в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо ее гражданина". Обычно для предания национальному суду дожидаются приезда преступников в страну или заманивают их туда.

Что касается общественных объединений в России, то свобода их создания прописана в Конституции. Наше законодательство не требует обязательной госрегистрации таких объединений. Но если граждане объединяются для противоправной деятельности, то запрет накладывается судами вне зависимости от того, зарегистрированы они или нет.