О сегодняшних реалиях отечественного хоккея с мячом корреспондент "РГ" побеседовал с семикратным чемпионом мира, обладателем неофициального титула "Король бенди", лучшим хоккеистом XX века по опросу журналистов Николаем Александровичем Дураковым.
Удается следить за тем, что происходит в чемпионате России?
Николай Дураков: К сожалению, у нас в Екатеринбурге и команды Суперлиги уже давно нет, и первенство города не проводится, и площадки пришли в упадок. А информацию о чемпионате в основном черпаю из прессы, из общения с людьми нашего вида спорта.
Вас не удивляет взлет хабаровской команды?
Николай Дураков: Дальневосточниками руководит наставник сборной России Михаил Юрьев, но, мне кажется, тренерская работа здесь не самый ключевой фактор. У нас в стране вообще много хороших специалистов. Главное - создание для команды достойных условий. В прежние годы хабаровский клуб неоднократно был в призерах, выступал весьма стабильно, а сейчас, когда в городе появилась крытая арена "Ерофей", хабаровчане вышли на принципиально новый уровень. У них отличная база и есть все условия для дальнейшего прогресса.
Вы всю жизнь играли на свежем воздухе. У вас нет предубеждения к крытым аренам, мол, это совсем другой русский хоккей?
Николай Дураков: Ну что вы! Я двумя руками за современные спортсооружения под крышей. Хватит наш народ морозить! Взрослым болельщикам на холоде некомфортно, дети могут простудиться. Смотрю, что в последнее время все больше и больше девочек увлекается бенди. И неправильно им по нескольку часов проводить на морозе. Честно скажу, у меня нет никакой ностальгии по русскому хоккею на воздухе. С игровой точки зрения крытый искусственный лед позволяет хоккеистам больше раскрыть свой технический потенциал. На тренировках можно в нормальной обстановке отрабатывать различные элементы, чего не сделаешь при уральских и сибирских "минус 25-30". У замерзшего игрока арсенал приемов беднее, вся энергия уходит только на то, чтобы согреться. Неслучайно хоккеисты из Швеции, где почти все клубы играют под крышей, в плане технической оснащенности посильнее россиян. Я про ловлю мяча, выполнение стандартных положений, обработку передач, и так далее.
В ваше время об иностранных игроках в советских клубах не могло быть и речи, сейчас в ряде команд есть по нескольку легионеров. Как к этому относитесь?
Николай Дураков: Я понимаю, что легионеры в российских командах закрывают те позиции, на которые нет столь же сильных доморощенных игроков. Зарубежные, то есть в основном шведские и финские хоккеисты к нам действительно приезжают лучшие. У меня отношение отрицательное скорее не к самому факту выступления иностранцев в России, а к тому, что мы перенимаем у них несвойственные нам прежде принципы игры. Мы раньше славились техническими и скоростными качествами, а теперь берем их тактику, где эти компоненты теряют свое главенствующее значение. Скандинавы атакуют, встречают сопротивление защитников, отдают мяч глубоко назад, и вперед по новой. Нет темпа нападения. Мне кажется, это хоккей для лентяев. Считаю, раньше игра была интереснее. Мы действовали на больших скоростях, соревновались, кто кого перебегает, кто физически сильнее, плюс за счет филигранной техники.
В пятницу заслуженный мастер спорта, почетный гражданин Свердловской области Николай Александрович Дураков, 22 сезона отыгравший за команду СКА (Свердловск, ныне Екатеринбург) и два десятка лет выступавший за сборную СССР, празднует свой 80-летний юбилей. "Российская газета" поздравляет величайшего игрока русского хоккея, желает ему крепкого здоровья и новых свершений на благо любимого вида спорта!
За СКА (Свердловск) Николай Дураков сыграл 459 матчей и забил 588 мячей (рекорд за всю историю существования команды). В составе сборной СССР Дураков провел 50 матчей (тогда международные встречи проводились нечасто) и 48 раз огорчал вратарей соперников.
А вот как появилось легендарное прозвище "Король бенди". В 1969 году после победы сборной СССР на чемпионате мира, который проходил в нескольких провинциальных городах страны, хоккеисты были приглашены на церемонию награждения в столицу Стокгольм. В королевском дворце на этом мероприятии должен был присутствовать монарх Швеции Густав VI Адольф, но его так и не дождались. Позже он так сказал о причине своего отсутствия: "Двум королям под одной крышей будет тесно". Монарх имел в виду Николая Дуракова. А через два года, когда первенство мира снова проходило в Швеции, Густав VI Адольф лично встретился с Николаем Дураковым и уважительно пожал ему руку.