Белгородцы не приняли платные парковки

Две с лишним недели назад центр Белгорода стал платным для стоянки автомобилей (об этом мы сообщали в предыдущем номере). Сумму оплаты - 30 рублей в час многие посчитали вполне приемлемой и освоили паркоматы, мобильное приложение или SMS-оплату за стоянку. Но нашлось немало и тех, кто не принял новшество.

Теперь на центральных улицах свободно, зато в близлежащих дворах яблоку негде упасть. Местные жители жалуются: водители "устроили паркинг на детских площадках". К тому же, как оказалось, новый источник пополнения городской казны ударил по бизнесу: у магазинов и парикмахерских в центре города нужно платить за стоянку, а желающих не так много.

Не пройти и не проехать

Нехватка парковочных мест в белгородских дворах - давно не новость. Чтобы оставить машину на ночь рядом с домом, надо приехать максимум часов в восемь вечера, и то вероятность сорокаминутного поиска места достаточно велика.

В центре же, где жилых многоэтажек очень много, платные парковки ситуацию усугубили: теперь дворы полны машин не только вечером, но и днем.

- Выходим как-то мы с приятельницей из подъезда, у нее тележка в руках, и видим прямо перед собой белую иномарку. Это что такое? Он бы еще на лестничную площадку заехал! - пенсионерки - самые активные блюстители чистоты во дворе, прилегающем к одной из платных улиц, не устают возмущаться.

- Целый день тут кружат! Как на полигоне автошколы - один выехал, второй уже на его место спешит!

- И вы не думайте, тут не только мы возмущаемся! Нам уже эти горе-водители сказали, что это мы от безделья. А мамы с детками? Им на прогулку не выйти!

Действительно, ситуацией недовольны не только пенсионеры. Предприниматели, магазины которых расположены в центре города, называют эти парковки "палкой в колесе" для бизнеса.

- То, что творится в моем дворе, было предсказуемо, - рассказывает хозяйка салона цветов Елена Пенченко. - Так уж вышло, что в зону платной парковки попал и мой дом, и мой салон. И это просто стало ударом для меня. Про то, что машину негде припарковать во дворе, я уже не буду говорить. Беспокоит другое. В первые же дни выручка в магазине упала так, что я невольно задалась вопросом - что же делать, если дальше пойдет?

Елена Пенченко уверена, что люди попросту стараются объезжать квартал. И даже если им нужно в этот магазин, они не остановятся - ведь надо платить.

- Я обращалась в администрацию, мне сказали - есть же бесплатный час. А где это написано? На табличках - лишь время указано, с какого стоянка платная, а про час - ни слова, - замечает она. - К тому же помимо меня тут еще масса людей работает. Вот, к примеру, ко мне человек может зайти на несколько минут, а в салон красоты? Там меньше часа никто не проводит.

Недоверие к бесплатному часу подкрепляется еще и тем, что пока белгородцы не знают, как работает система.

- А кто видит, стоишь ты там час или нет? - спрашивают жители города. Может же так случиться, что ты простоял 40 минут, а тебя оштрафовали. И как быть, если человек переезжает с одной зоны парковки на другую?

Нас тут не стояло

Разработчик программного обеспечения для работы стоянок Евгений Мирошников на эти вопросы отвечает с улыбкой:

- Наши люди! Нет бы подумать, как оплатить - сразу ищут способы обойти закон и найти в нем лазейки. Впрочем, по поводу "кочевания" с одной парковочной зоны в другую они совершенно правы.
По словам Мирошникова, даже если 59 минут машина стоит на одной платной парковке, а следующие 59 - на другой, автовладелец не заплатит ни копейки.

- Я должен сказать, что в Белгороде создана очень лояльная система. Предусмотрен бесплатный час. Час! А не 10 минут или 15 - было бы время у человека дойти до паркомата, - подчеркивает он.
Что же касается контроля, то в нем, как отметил Мирошников, может никто не сомневаться.

- Хочу особо подчеркнуть: система разработана так, что "живых" денег в ней нет вообще. Все средства, которые перечисляют люди, тут же попадают в бюджет, и украсть их, так сказать, "по пути" - нереально. Автомобилистам не стоит беспокоиться и о необоснованных штрафах. Камеры видеонаблюдения в первую очередь следят за перемещением машин, и если время стоянки превышает час, а человек не начал платить - фиксируют нарушение, - говорит он. - Кроме того, участок платных парковок все время патрулируют: если специалисты видят, что машина стоит больше часа - значит, ее владелец должен заплатить за парковку.

Плати как хочешь

Разработчики уверены, что эта система не только очистит центр города от транспорта, но и дисциплинирует белгородцев.

- Человек должен планировать свое время, - продолжает Мирошников. - Например, понимать, где и за какое время может справиться со своими делами - за час или за два. И проблем с переплатой за парковку тоже может не быть, если человек выберет подходящий способ оплаты. Так уж вышло, что за парковку действует предоплата, но те, кто вносит деньги через паркомат, должны понимать - если вы заплатили за час, а пробыли в этом месте 40 минут, то средства вам не вернутся. А вот пользователи мобильных сервисов могут оплачивать парковку хоть по минутам: нужно нажать нужные кнопки, и оплата парковки прекращается.

Власти уверены, что система парковок не только очистит центр от транспорта, но и дисциплинирует белгородцев

Впрочем, об удобстве системы никто и не спорит. Только вот ситуацию в соседних дворах это никак не меняет.

Начальник управления информации и массовых коммуникаций мэрии Светлана Губина причину объясняет просто - это банальное нежелание людей платить за то, что раньше было бесплатным.

- Люди едут во дворы из-за незнания или нежелания разбираться в системе, - считает она. - На улицах будут установлены дополнительные знаки о времени работы каждой парковки, таблички с расширенной информацией, в том числе о первом бесплатном часе.

Лучше не будет

Разработчики программного обеспечения для городских платных парковок уверены, что число стоянок будет расти.

- Платные парковки созданы не для того, чтобы заработать на автовладельцах, - уверяет Мирошников. - Власти делают обслуживание машин дороже, чтобы автомобилей на улицах было меньше. Мы привыкли, что машина стоит рядом - ты работаешь и видишь ее из окна. Нужно уехать - вышел и сразу за руль. Но продолжаться так вечно не может. В Белгороде и так количество машин уже приближается к 300 на тысячу жителей. И дальше будет только хуже.

Мирошников отмечает, что в этой ситуации жильцам близлежащих многоэтажек нужно объединиться и все же приучить автомобилистов к порядку.

- Уже во многих белгородских дворах установили шлагбаумы. И в центре тоже стоит так поступить, - полагает он. - Пожарные машины могут и сбить шлагбаум, зато никто чужой уже во двор не заедет. К тому же тех, кто ставит машины на газоны или детские площадки, надо попросту штрафовать. Вызывать полицейских - пусть оформляют документы. Штрафы - какие бы ни были - вещь неприятная, так что, глядишь, и желающих нарушать поубавится.

А как у соседей

В Воронеже, который занимает одно из первых мест в России по количеству автомобилей на душу населения (машину имеет каждый третий), проблема с парковками тоже остается нерешенной. Днем на главных улицах скапливается до 16 тысяч автомобилей, а общая потребность в местах для них доходит до 29 тысяч.

Радикальное решение - ограничить въезд в центр - поддержки ни в мэрии, ни в среде автовладельцев не нашло. Эксперты московского НИИ автотранспорта, выполнившие комплексное исследование дорожной обстановки в городе полтора года назад, предложили построить несколько многоуровневых паркингов. На 57 площадках уместилось бы около 20 тысяч машиномест. Но в силу дороговизны эти проекты не реализованы. Так, конкурс на право возвести паркинг в Северном районе дважды срывался из-за отсутствия заявок. Автостоянка под реконструированным Центральным рынком ожиданий пока не оправдывает, под ЦУМом на проспекте Революции - еще не сдана в эксплуатацию.

В новых кварталах спальных районов, где обширных дворов нет, а проезды между домами узкие, подземные паркинги на ночь заполняются под завязку. Но вот в рабочее время люди предпочитают бросать машины рядом с офисами (в том числе на пешеходных дорожках), а не загонять их в платные подвалы. В борьбе с заторами на довольно узких магистральных улицах от тротуаров "откусили" участки под парковочные карманы. Эффект был, но незначительный. Зато пешеходы, которые по-прежнему в часы пик толпами обгоняют общественный транспорт, теперь зажаты входными группами магазинов с одной стороны и припаркованными авто с другой.