Брянский камвольный комбинат уже сшил первые образцы, которые отправят в Тамбов. По словам представителя предприятия Галины Германовой, юбка и жилет исполнены в классическом стиле и без особых изысков: "Надо учитывать, что такая одежда предназначена не только для хрупкой молодой учительницы, но и для дамы пенсионного возраста. Мы искали усредненный вариант. Кроме того, форма должна быть без конструкторских утяжелений, чтобы не бить по карману".
Идея вызрела в Брянске не случайно - Национальный союз производителей школьной формы возглавляет руководитель камвольного комбината Евгений Томак. Как только форму узаконили, начались баталии по поводу производителей и низкого качества тканей. Сейчас союз производителей приступил к выработке ГОСТа. Одновременно стандарт теперь может быть применен и к одежде для учителей. Его представитель Владимир Богомолов пояснил "РГ", почему обратили внимание и на учителей: "Есть поручение правительства о популяризации школьной формы для учеников. Проводя выставки и консультации в различных областях, мы услышали предложения и об одежде для преподавателей".
Форма обозначит статус учителей и повысит дисциплину. Кроме того, в сфере образования есть много отличий и различий между преподавателями: у кого-то ученая степень, у кого-то награды. На блузке или свитере они будут выглядеть нелепо или нескромно, а на профессиональной одежде - достойно.
Чтобы идея не отпугнула, промышленники в один голос говорят, что такая одежда должна быть либо бесплатной, либо приобретаться при поддержке казны. Предложение "Союзформы" скоро будет обсуждаться на совещании областей ЦФО. Там же покажут образцы одежды: в Тамбове три десятка учителей высказали свои пожелания, на каждого из них и шьют сейчас форму. Пока за счет камвольного комбината.
Опрос брянцев показал, что идея уже получила развитие. Горожане заявили, что одеть в униформу надо и чиновников.
Дресс-код для учителей есть в некоторых регионах, например, в Оренбурге, в Москве. Для одной из столичных школ - N1420 эскизы моделей подготовил знаменитый модельер Вячеслав Зайцев ("РГ" от 30.05.2013), причем, учителя чаще всего выбирали серый или синий цвет. В другой школе - N 1552 педагоги еще пять лет назад договорились, что будут ходить на работу в черной форме. "Этот цвет подходит для всех типов фигуры, - рассказала "РГ" заместитель директора школы Татьяна Рогачева. - Комплект из брюк, юбки, пиджака стоит в среднем 6 тысяч рублей. Фасон учителя выбирают
сами, мини не приветствуется". В школе есть и парадная учительская форма - к черному костюму полагаются белая блузка и голубой шарфик. Сейчас к этой школе присоединились другие учебные заведения, где формы для учителей не было, и в комплексе принято решение сделать форму единой для всех присоединенных школ. "Если мы предъявляем определенные требования к одежде детей, то прежде всего им должны соответствовать и учителя". - считает Татьяна Рогачева. В Южном окружном управлении образования Москвы, которому подчиняется гимназия, среди сотрудников тоже принят дресс-код: комплект из брюк, юбки и пиджака, только не черного, а синего цвета.
Учителя - обеими руками за форму. Но вопросов в этом деле очень много: кто будет платить за "мундир" - бюджет или учитель из своего кармана? Хватит ли в России фабрик и ателье, чтобы отшить почти миллион комплектов? (В стране, напомним, 1,2 млн педагогов). И не получится ли так, что мы вместо поддержки отечественного производителя окажем материальную помощь китайским швейникам?
Подготовила Ирина Ивойлова