Ажиотаж на рынке ОСАГО спал
Президент РФ Владимир Путин в ходе Прямой линии пояснил сложившуюся ситуацию. По его словам, резкое увеличение стоимости полисов ОСАГО - вынужденная мера, ведь тарифы на этот вид страхования не менялись в течение 11 лет. "Подобные необходимые вещи нужно делать своевременно, и тогда не будет резких скачков. А в противном случае страховые компании просто уходят с этого сегмента рынка, и тогда, к сожалению, может наступить такая ситуация, которую иначе чем хаосом не назовешь", - сказал президент.
По данным Российского союза автостраховщиков, в период с 20 марта по 12 апреля в день в среднем продавалось 154 тыс. полисов ОСАГО. Максимальное число договоров было заключено 31 марта - 243 тыс. и 10 апреля - 234 тыс. Для сравнения: год назад, т.е.10 апреля 2014 года, страховые компании продали около 170 тыс. полисов ОСАГО. С 1 по 19 марта 2015 года включительно (до объявления новых тарифов по ОСАГО) страховые компании в среднем в день заключали 110 тыс. договоров ОСАГО.
Такой резкий скачок активности привел к образованию очередей у офисов продаж полисов ОСАГО. И не все страховые компании и брокеры оказались чисты на руку. "Ряд компаний, особенно в регионах, узнав о том, что с 13 апреля цены на ОСАГО поднимутся, "заморозили" выдачу страховых полисов. У кого-то из них якобы закончились бланки, у кого-то произошел сбой в программном обеспечении, не было свободных сотрудников на месте и прочее. По данному факту уже были проведены проверки, однако подобные действия страховых компаний не были расценены как противозаконные", - пояснил "РГБ" Алексей Тузов, первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр".
Как сообщает Российский союз автостраховщиков, с 6 по 10 апреля 2015 года в РСА поступило 235 жалоб на страховые компании и страховых агентов, почти все они устные: либо автовладельцы обращались по телефону, либо приходили в представительство РСА и сообщали о проблемах с продажами. Большинство претензий касаются отказов в заключении договоров ОСАГО и навязывании дополнительных услуг. Наибольшее число жалоб зафиксировано в Уральском федеральном округе - 118, из которых 73 связаны с отказами в заключении договоров ОСАГО, 38 - с навязыванием дополнительных услуг, 7 - с удаленностью филиалов страховщиков. В ДФО принято 12 обращений, в СФО - 27, в ПФО - 31, в ЮФО - 27. В исполнительный аппарат РСА за период с 6 по 10 апреля 2015 года поступило 4 обращения на отказ в заключении договора и 16 - на навязывание дополнительных услуг.
"Крупные страховые компании не практиковали и не практикуют навязывание дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО. Конструктивные апрельские изменения должны на ближайший год нормализовать рынок ОСАГО, что позволит страховым компаниям значительно улучшить качество работы. Можно ожидать, что количество случаев навязывания дополнительных услуг при продаже ОСАГО на рынке будет постепенно сокращаться", - считает Виталий Княгиничев.
Однако в целом изменение цен на полисы не окажет влияние на потребительский спрос. "ОСАГО - обязательный вид страхования, поэтому у автомобилистов нет вариантов, полисы придется приобретать в любом случае", - объясняет Алексей Тузов.
Сегодня этот вид страхования является убыточным, так как компенсация в случае возникновения ДТП в разы превышает сумму страхового взноса. Так что в увеличении тарифа и тарифного коридора страховщики видят положительные стороны. "Апрельское повышение тарифа позволит страховщикам вернуть в нормальное русло работу на рынке ОСАГО, а расширение тарифного коридора до 20% обеспечит благоприятные условия для конкуренции", - пояснил Виталий Княгиничев.
Однако возможны и негативные последствия. "В крупных городах популярность фальшивых полисов ОСАГО в последние годы снижается, однако в регионах после повышения ставок можно ожидать увеличения уровня мошенничества, связанного с продажей "липовых" документов. В первую очередь это объясняется тем, что аварийность на дорогах городов-миллионников значительно выше, чем в некрупных населенных пунктах", - предостерегает Алексей Тузов.