05.05.2015 00:23
    Поделиться

    Производители нацелились на российский рынок электромобилей

    Уязвимость "интеллектуальных" автомобилей - в программном обеспечении

    Интернет уже опутал не только компьютеры и смартфоны, сегодня он проникает во все устройства. Очень скоро к проводам подключатся и автомобили, а мир вынырнет из смога, образованного миллиардами выхлопных труб. И когда разработчики договорятся о едином стандарте связи, машины заговорят человеческим языком. Разговоры о том, что дороги заполнят автомобили с "умными" функциями, для водителей пока звучат как сказки. Потребители привыкли относиться к своим машинам как к механическим устройствам. Но поскольку они все больше времени проводят в автомобиле, наличие связи и подключения к Сети становится необходимо.

    Умные автомобили в представлении автолюбителей - смесь транспорта и робота с искусственным интеллектом. Но на самом деле "умными" автомобили могут быть по разным причинам: автономные (самоуправляемые - беспилотные) и полуавтономные; обладающие продвинутой бортовой системой навигации; экологически чистые электромобили и автомобили с альтернативными системами питания; эксклюзивные или уникальные автомобили, созданные с определенной целью. Все чаще под "умными" автомобилями подразумеваются машины, которым не нужен водитель, обладающие собственным набором датчиков для перемещения по дорогам, не оснащенные рулем и педалями. В конце концов, автомобиль, с которым можно поговорить (с помощью Siri, например), тоже можно назвать "умным".

    Рынок экологически чистых электромобилей в России пока только формируется - в 2013 году во всей стране продано только 100 электромобилей. В начале 2014 года была обнулена импортная пошлина на электромобили, поэтому продажи выросли до 500 штук. Но даже пятикратный рост не делает электромобили сколько-нибудь заметными по сравнению с традиционными легковушками с двигателями внутреннего сгорания.

    Пока в Россию электромобили импортирует только Mitsubishi Motors. Начать импорт готовится Renault. Разработки электромобилей есть и у российских производителей - АвтоВАЗа, ГАЗа, КАМАЗа, но выпуск пока небольшой. Развитие российского рынка электромобилей сдерживает пока дороговизна машин, невысокий запас хода в сравнении бензиновыми аналогами и неразвитость зарядной инфраструктуры. Но эта проблема постепенно решается. Согласно Всероссийской программе развития инфраструктуры для электротранспорта, к 2019 году в Москве и Московской области должно появиться 2260 зарядных станций. "Зарядная инфраструктура - необходимое условие дальнейшего развития рынка электромобилей. И российские энергетические компании продолжают проекты по развитию сети зарядных станций в Москве и Санкт-Петербурге, - отметил менеджер по развитию бизнеса "Зарядная инфраструктура" для электромобилей компании Schneider Electric в России Денис Белый. - Если в пригороде, в частном секторе владелец авто легко может установить бытовую зарядную станцию для ночной подзарядки электромобиля у себя во дворе, то в городе установить зарядную станцию автовладельцу будет уже проблематично. Поэтому решение этой проблемы ложится на плечи властей и энергетических компаний".

    Стихия современного электромобиля - мегаполис. "Благодаря технологии рекуперации энергии при торможении и отсутствии холостого хода двигателя электромобиль очень "любит" пробки. Главное преимущество - простота конструкции, несравнимо меньшее количество движущихся деталей, отсюда - более высокая надежность. Электромобиль имеет более динамичный разгон с места, что актуально в городе, и при этом почти не издает шума. Еще один плюс: практически моментальная реакция на нажатие педали газа, без задержек. Обслуживание электромобиля - совершенно иной процесс, более простой: не нужно менять масло, охлаждающую жидкость, фильтры. Электромобиль экологичен, то есть не только не выделяет выхлопных газов, но оставляет после себя меньше расходных материалов для утилизации. Ремонт в 90% случаев можно производить "с колес", когда сервисная служба выезжает к автовладельцу, а не он к ней. Самый же большой недостаток электромобиля сегодня - невысокий запас хода, но и эта проблема в ближайшие 5-7 лет будет решена", - рассказал Денис Белый.

    Развивается в России и сегмент подключенных к Сети "умных" автомобилей. "Государство заинтересовано в развитии этих технологий, так как связь системы, встроенной в автомобиль, с интеллектуальными транспортными системами города позволит снизить загруженность на дорогах. Именно поэтому в Европе и России разрабатывается закон, согласно которому все новые автомобили должны иметь беспроводной модем и встроенную SIM-карту", - рассказал директор по послепродажному обслуживанию Ауди Центр Варшавка ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Кирдяшов.

    Помимо того что "умный" автомобиль оснащен системами, обеспечивающими беспроводной доступ в Сеть и подключение к городским интеллектуальным транспортным системам, встроенный бортовой компьютер обладает функциями анализа индивидуального стиля вождения, позволяющими контролировать расход топлива и выявлять неисправности деталей, также используются встроенные навигационные системы ГЛОНАСС. "Основными преимуществами "подключенного" автомобиля являются безопасность и комфорт: например, используя смартфон, можно дистанционно включить в машине радио, обогрев стекла или сидений, а также автоматически запустить двигатель", - отметил Алексей Кирдяшов.

    "Развитие мобильного Интернета делает технологию подключенных автомобилей крайне востребованной - к примеру, в Японии они уже активно используются для оптимизации дорожного трафика. Все больше автопроизводителей интегрируют в свои авто различные интернет-сервисы, преимущественно речь идет об анализе дорожного трафика. Но все это можно считать зачаточным состоянием, и у данной технологии впереди огромные перспективы. Сейчас мы оцениваем мировой объем рынка подключенных авто на уровне 12-15 млрд долларов, но в ближайшие 3-4 года он может удвоиться до 25-30 млрд", - считает руководитель проекта "Инвестиции101.ру" Руслан Смирнов.

    Несмотря на то что производство подключенных автомобилей развивается быстрыми темпами, говорить о полном переходе на эксплуатацию данных авто пока рано. Но, согласно данным исследовательской компании Juniper Research, в ближайшие пять лет ожидается выпуск более 90 млн высокотехнологичных автомобилей. Предполагается, что к 2017 году доля их на авторынке будет составлять до 20% от общего числа машин.

    "Главным недостатком можно считать уязвимость бортового компьютера перед злоумышленниками, которые могут вывести из строя некоторые системы или угнать автомобиль, подключившись к компьютеру", - добавил Алексей Кирдяшов. Пока автопром имеет определенные проблемы в развитии и, безусловно, должен тесно работать с разработчиками технологий и провайдерами, чтобы обезопасить всех водителей в будущем. "Например, необходима дополнительная ответственность не только за защиту данных, полученных от гаджетов - в этом случае авто, - но и за интерфейсы прикладного программирования (API), другими словами, канал, через который информация будет доставлена, - пояснил технический директор F5 Networks Гери Неве (Gary Newe). - Очевидно, что веб-приложения уже на "прицеле" у злоумышленников, мы постоянно наблюдаем различные атаки на такие сетевые сервисы, как Play Station, iCloud и так далее. Поэтому поставщики услуг должны быть предельно бдительны, когда дело доходит до обеспечения безопасности и разрешения на использование API, особенно в случае с подключенным автомобилем. Для подключенных авто, чтобы серьезно увеличить скорость, услуги доступа и идентификации должны быть гораздо более масштабируемыми, гибкими и динамичными, в то время как огромное количество информации генерируется и потенциально подвергается угрозам".

    Поделиться