Закон, подготовленный правительством, был внесен в повестку буквально перед голосованием и не обсуждался в парламентских комитетах и комиссиях. Ему предшествовало только опубликование в правительственной газете "Урядовый курьер" заявления кабинета министров, в котором объясняется, зачем Украине понадобились столь экстренные меры.
"В случае атаки недобросовестных кредиторов на Украину, этот мораторий защищает активы государства и государственного сектора", - говорится в заявлении. Также премьер-министр Яценюк и компания апеллируют к тому, что своими долгами Украина обязана в основном бывшему президенту. При этом в правительстве считают, что "любой мораторий, объявленный согласно новому закону, в будущем не повлияет на наши двусторонние и многосторонние долговые обязательства, так же и не будет влиять на наши внутренние обязательства".
Согласно принятому закону, Кабинет министров Украины получил право принимать решение о временном приостановлении осуществления платежей по всем или некоторым долговыми обязательствами перед частными кредиторами. Срок действия моратория определен до 1 июля 2016 года.
"Помогите не словом, а долларом, а точнее миллиардом. Из карманов украинцев мы эти долги платить не можем ", - заявил Яценюк с парламентской трибуны перед голосованием, обращаясь к иностранным кредиторам, и фактически попросил их "войти в положение".
Законопроект, который фактически можно считать объявлением технического дефолта, был принят после того, как украинская сторона признала сложности на переговорах по реструктуризации внешнего долга, что является обязательным условием для продолжения кредитования Украины со стороны
Международного валютного фонда (МВФ). Эти переговоры начались еще в марте, но ни к каким значимым результатам не привели. И буквально накануне министр финансов Наталья Яресько признала, что общение с "иностранными партнерами" о реструктуризации, под которой украинская сторона понимает списание или отсрочку долга, "идет очень трудно, сложнее, чем ожидалось".
Напомним, что всего на реструктуризацию Украина выставила 26,3 миллиарда долгов со сроком погашения с 2015 по 2020 год, включая 3 миллиарда, которые она должна России. Из этой суммы 17,3 миллиардов составляют облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), выпускавшиеся с 2005 по 2014 год, остальное - частные кредиты государственных компаний и субъектов хозяйствования, государственные программы с участием иностранных инвесторов. Причем кроме российских банков ("Газпромбанк", "Сбербанк", ВТБ) в число украинских кредиторов входят крупнейшие европейские, а также азиатские банки, включая Государственный банк развития КНР. Однако главным кредитором Украины является американский инвестиционный фонд Franklin Templeton, которому напрямую и через связанные фонды принадлежат украинские ОВГЗ на общую сумму около 8 миллиардов долларов. И именно американцы пока наотрез отказываются рассматривать предложенную украинцами реструктуризацию.
При этом в правительстве и парламенте Украины опасаются произносить слово "дефолт", хотя принятый закон им, по сути, является.
"Фактически, мы идем по тончайшему льду. Сейчас парламент делает последнюю попытку помочь правительству в реструктуризации долгов. Это очень непростой документ, который даст возможность договориться с кредиторами. Или мы войдем в технический дефолт. Мы это понимаем и даем правительству возможность вырулить из этой ситуации", - заявил после голосования глава фракции Блока Петра Порошенко Юрий Луценко.
Окончить переговоры по реструктуризации Украина должна до конца мая. В случае неудачи МВФ откажет Киеву в предоставлении следующего транша в 2,5 миллиарда долларов по программе расширенного финансирования, и в целом получит право отказаться от дальнейшего сотрудничества.