Нужно сказать, что у себя на родине группа, чье непростое для русского человека название переводится как "Именины Пертти Курикка", уже успела стать достаточно известной. У ансамбля - впечатляющая дискография, причем совсем недавно вышел мини-альбом из трех песен. Три года назад про группу даже сняли интереснейший документальный фильм "Синдром панка". Такая широкая известность на родине неудивительна - нечасто встретишь вполне серьезную музыкальную группу, состоящую только из людей с задержками в развитии. В Pertti Kurikan Nimipäivät входят четверо взрослых мужчин, двое из которых страдают синдромом Дауна, один - аутизмом и один - церебральным параличом. Такая особенность коллектива, понятное дело, привлекает внимание, но нисколько не мешает ему играть настоящий панк-рок "старой школы", который в наше время, между прочим, встретить не так просто. Незамысловатые тексты группы, посвященные критике окружающей их действительности, тоже вполне соответствуют тематике песен молодежной панк-группы семидесятых-восьмидесятых, хотя протест имеет более личный характер, что вполне естественно. Например, название песни, с которой Pertti Kurikan Nimipäivät выступили в Вене - "Почему я должен?" - говорит само за себя.
Гитаристу группы Пертти Курикка и его товарищам есть на кого равняться - в Финляндии издавна была отличная панк-сцена, которая возникла, как и положено, в конце семидесятых годов прошлого века и совсем не выглядела бледно рядом с прославленными героями Нью-Йорка и Лондона. Сначала такие группы, как Ratsia, Eppu Normaali и другие поддержали мощную панк-волну с Запада, а затем нашлись и те, кто смог вслед за британцами в начале восьмидесятых устроить в Финляндии настоящее хардкор-безумие, как Terveet Kädet. С тех пор прошло достаточно времени для того, чтобы панк-рок по всему миру превратился в глянцевую игрушку воротил музыкального бизнеса, и то, что принято считать современными его формами, энтузиазма не вызывает. А в последнее время вообще выяснилось, что для того, чтобы назвать себя панк-группой, достаточно устроить политическую провокацию, не особенно пытаясь что-то при этом играть. Поэтому существованию группы Pertti Kurikan Nimipäivät, которая прямо обращается к корням движения, можно только радоваться.
Победа группы в национальном отборе на "музыкальный конкурс" "Евровидение" была наверняка во многом обусловлена фарисейской "политкорректностью". Понятно, что любой другой группе, играющей подобную музыку, на этом мероприятии места бы не нашлось (мы помним, как в Эстонии год назад потерпела неудачу искрометная группа Winny Puhh). В этой связи очень красноречив снисходительный отзыв, который Pertti Kurikan Nimipäivät получили у венской публики - "ужасная песня, восхитительная группа". Однако очевидно, что такие боевые ребята, как Pertti Kurikan Nimipäivät в этой лицемерной жалости совсем не нуждаются. Если кого и стоит пожалеть - так это авторов подобной характеристики, обреченных из-за узости кругозора на ежегодное восторженное наблюдение за однообразными поп-марионетками и затесавшимися среди них чудовищными китчевыми фриками. И если кто и потерял что-то от того, что финские панки не прошли в "финал" "Евровидения", так это само "Евровидение".
Вообще появление на "Евровидении" музыкантов, не вполне вписывающихся в его формат, можно наблюдать довольно часто. Все помнят, как из той же Финляндии приехала хеви-метал-команда Lordi, неожиданно для многих взявшая в итоге первое место. Это, впрочем, было не так уж удивительно, учитывая, что коллектив пластиковых монстров представляет собой явную пародию на классический хард-рок и метал, довольно остроумно манипулируя жанровыми штампами и при этом оставаясь вполне безобидным, пусть и несколько экстравагантным для ранимого любителя попсы пугалом. В ряду гротескного китча, периодически прорывающегося на "Евровидение" и занимающего там высокие места - от обмотанного фольгой феерического крипто-индустриального балагана Верки Сердючки до австрийских бородатых женщин - это смотрится вполне органично. А вот скромные панки из Хельсинки, не имеющие ничего общего с тем обезжиренным "инди", который поклонники "музыкального конкурса" наивно склонны называть "панком" и "роком", действительно ошарашили эту неподготовленную публику своей маленькой диверсией. И за это представители прогрессивного человечества должны им выписать благодарность.