Детей привезли в небольшое село Курменты на берегу Иссык-Куля. Почти все были измучены долгой дорогой, напуганы. Некоторые не могли ходить. Этих ребятишек сельчане несли на руках в свои дома. Самые маленькие не знали, как их зовут. Токтогон пришлось самой определять примерный возраст ребенка и давать малышам новые имена.
- Я огорчена, что не смогла увидеть ее напоследок, - рассказала корреспонденту "РГ" воспитанница Токтогон Екатерина Шершнева, проживающая сейчас в Бишкеке. - Не могу сдержать слез. Мне было девять лет, когда меня и еще нескольких ребят на повозках привезли в село на Иссык-Куль. Нас встречала совсем юная девушка - такая маленькая и худенькая, что мы даже не предполагали, что она была в деревне начальницей. Нам она сказала, что ее зовут Токтогон. Она занялась нашим распределением в семьи. В первый же вечер мне дали молока и лепешку. Я долго смотрела на хлеб, боясь к нему прикоснуться. Токтогон подошла ко мне, погладила по голове и сказала: "Ешь, кызым". Я тогда подумала, что она не расслышала моего имени, и сказала ей, что меня зовут Катя. Несмотря на то что люди в селе сами бедствовали, нам несли фрукты и овощи. Если у кого-то была лишняя одежка, тоже отдавали нам. Может быть, поэтому мы и выжили. Со временем младшие ребятишки стали называть ее Токтогон-апа ("мама" - кирг. - Авт.).
Екатерина прожила в селе до 15 лет. Потом ее направили учиться в педагогический техникум в Пржевальск. После долгой разлуки Екатерина Шершнева увидела свою приемную маму уже в 1976 году. Тогда две женщины почти до утра проговорили, вспоминали прожитые годы.
Разъехались во все концы Советского Союза и другие воспитанники Токтогон Алтыбасаровой, но никто из них не забывал свою апу. Письма приходили из разных городов СССР, и Токтогон-апа все их бережно хранила до самой смерти.
Она еще при жизни стала женщиной-легендой. Работая над памятником ленинградцам-блокадникам, эвакуированным на Тянь-Шань, скульптор взял за основу ее образ. Сейчас этот монумент служит напоминанием о страшных годах войны в бишкекском парке Победы.
Токтогон Алтыбасарова была похоронена в своем родном селе, которое сегодня называется Ак-Булак. Свои соболезнования родным и близким женщины-легенды выразил президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.
В годы Великой Отечественной войны в Киргизию было эвакуировано свыше 140 тысяч человек. 16 тысяч прибыли из блокадного Ленинграда, среди них - 3,5 тысячи детей. Большинство были расселены в детских домах на побережье озера Иссык-Куль. 800 маленьких ленинградцев, оставшихся без родителей, киргизстанцы приняли в свои семьи.
Аскар Акаев, иностранный член РАН, профессор:
- Великий Чингиз Айтматов в своих повестях о войне не раз писал о женщинах, матерях, которые на своих плечах несли фактически всю экономику страны, растили детей и никого не оставляли в беде.
Еще в начале 30-х годов было принято решение о шефствовании Ленинграда над Киргизстаном. Тысячи молодых киргизов поехали в Ленинград в лучшие учебные заведения. Там выросла наша выдающаяся послевоенная элита. Киргизская Плисецкая - балерина Бюбю-сара Бейшеналиева окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Наши художники, заложившие классическую школу живописи, учились в Академии художеств имени Репина. Медицинский институт в Киргизстане был основан ленинградскими врачами и профессорами.
В Ленинграде была отличная школа востоковедения: именно там была написана история древних киргизов, которая до сих пор является фундаментом истории нашей государственности.
В годы войны Киргизстан ответил благодарностью. Киргизы принимали эвакуированных детей, снабжали армию продовольствием и, конечно же, наравне со всеми защищали родину от врагов.
Когда окончив школу, я решал, куда мне поехать учиться, отец сказал: "Поезжай в Ленинград, там погиб твой старший брат, может, найдешь его могилу". Жаль, что могилу я так и не нашел. Но эта связь нашей семьи с городом на Неве помогла мне получить прекрасное образование в Ленинградском институте точной механики и оптики, где я прошел путь от студента до профессора.
Контакты между нашими странами и городами не прервались и в непростые 90-е. Так, наш великий оперный певец Булат Минжилкиев фактически получил вторую творческую жизнь в Мариинском театре. Именно о нем Дмитрий Лихачев когда-то сказал: "Какой голос! Он напоминает мне Шаляпина".
Все в мире развивается циклично. Я лично мечтаю о том, чтобы вернулась былая мощь наших научных, культурных, а значит, человеческих связей, которую в свое время создавали Айтматов, Бейшеналиева, Минжилкиев, многие другие выдающиеся мастера, воспитанные, между прочим, русской культурой и русской школой.
Подготовила Наталья Лебедева