В итоге решено было запретить бесконтрольное использование беспилотных летательных аппаратов в небе над Москвой. Как заявила журналистам председатель комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко, депутаты начали подготовку необходимой законодательной базы для этого. Под бесконтрольным использованием дронов, по ее словам, понимаются их полеты без заявки на маршрут.
"Мы живем в век, когда используются летательные аппараты, мы видим, сколько летательных аппаратов есть у частных, физических лиц - это квадрокоптеры, дирижабли - все, что угодно. Очевидно, должны возникать новые правила использования воздушного пространства", - подчеркнула депутат.
"Все беспилотные летательные аппараты - едины, куплены они в Детском мире, или это серьезная разработка, которая имеет определенную грузоподъемность и возможность использования на больших высотах", - указала Инна Святенко, пояснив, что в законодательстве нет четкой формулировки, игрушка ли это или беспилотник.
Впрочем, детских радиоуправляемых вертолетов запреты не коснутся, хоть в речи депутата и было упоминание Детского мира. Законодательством планируется ограничить использование беспилотников, если эти объекты имеют тактико-технические характеристики. То есть речь идет о более сложных технических устройствах, нежели взлетающий на 5 метров игрушечный вертолет.
Угрозу в воздухе, вплоть до террористической, явно представляют беспилотники, способные взлетать на высоту более 10 метров и эффективно работающие на значительном удалении от оператора.
Депутат Святенко отметила, что работа над законодательной базой, которую начинает сейчас Мосгордума, это абсолютно новая ниша, абсолютно новое поле деятельности, в которой придется учесть много нюансов.
К примеру, использование беспилотников для фото- и видеосъемки. "Любая красивая картинка должна быть контролируема органами, которые отвечают за воздушную безопасность на территории нашего города", - подчеркнула Инна Святенко. Иначе есть опасность воздушных происшествий. И такие опасения, по словам главы комиссии Мосгордумы по безопасности, были озвучены на заседании представителями МЧС, которые используют авиацию над Москвой.
"Могут быть определенные риски, которые пока не происходили, но так как увеличивается количество беспилотных аппаратов над Москвой, должны быть определенные правила. Как с автомобилями - когда появились первые автомобили, не было ни правил, ни светофоров", - указала Инна Святенко.
Ответить на главный вопрос о том, как контролировать воздушное пространство на малых высотах, депутатам помогли ученые. На заседании комиссии Мосгордумы представители Московского авиационного института (МАИ) и Радиотехнического института имени академика А. Л. Линца предложили использовать свою разработку - систему новых радиолокаторов "сверхвысокого разрешения", способных улавливать пуски дронов, сделанных из абсолютно любых материалов вплоть до пенопласта.
Руководитель проекта, проректор по научной работе МАИ Вячеслав Шевцов рассказал, что сейчас институт ведет работы на уровне создания демонстрационных радиолокационных объектов. Чтобы охватить радиолокационным полем столицу, по его словам, будет достаточно десятка станций с локаторами - например, по одной на каждый округ. "Излучение от станций полностью безвредно для экологии и людей, они обеспечивают достаточную высокую разрешающую способность - до 10 километров. Причем они не мешают мобильной связи и не создают никаких помех для телевышек", - отметил Шевцов.
Все данные будет получать единый диспетчерский центр. Но здесь будут только фиксировать полеты. А решать, что делать с нарушителями - штрафовать или, может, даже сбивать их дроны, будут силовики. Вероятнее всего, ФСО.
Сегодня за нарушение правил использования воздушного пространства штраф для физических лиц составляет от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических - до 300 тысяч рублей.
По словам проректора МАИ, если проект получит одобрение властей, создать полноценное радиолокационное поле над Москвой можно будет через два года.
По словам Инны Святенко, со стороны МЧС уже прозвучали предложения о том, чтобы опытные образцы использовать в их работе, а если это даст положительный результат, то можно будет использовать и Минобороны, и другим ведомствам.
В завершение глава комиссии МГД по безопасности отметила, что для решения проблемы потребуется вносить поправки не только в столичное законодательство, но и в федеральное. В частности, необходимо дать четкое определение беспилотного летательного аппарата и прописать возможности его использования.
Напомним, на данный момент в России отсутствует законодательная база, которая регламентирует использование беспилотных летательных аппаратов. 10 июня депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, который вводит понятия "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", "внешний экипаж", а также позволяет не регистрировать и не сертифицировать беспилотники массой менее 30 килограммов.