24.06.2015 20:06
    Поделиться

    Почему снизятся доходы свердловского бюджета

    В начале 2015 года финансисты давали весьма осторожные прогнозы в части наполнения свердловского бюджета, однако результаты первого квартала оказались гораздо лучше, чем ожидалось. Каковы дальнейшие перспективы и "подводные камни" этого процесса, рассказала вице-премьер областного правительства - министр финансов Галина Кулаченко.

    Галина Максимовна, казалось бы, цифры радуют. Однако областной минфин осторожен в оценках. Почему?

    Галина Кулаченко: Картина в целом складывается не только из сегодняшних цифр. Давайте посмотрим, что стоит за ними. Так, поступления налога на прибыль организаций на 1 мая составили 21,6 миллиарда рублей, превысив показатель аналогичного периода прошлого года на 5,5 миллиарда. Тому есть несколько причин. Во-первых, в январе-апреле платежи начисляются фактически по результатам работы предприятий в предыдущем периоде, а он был достаточно успешным. Во-вторых, общая сумма прибыли выросла в связи с ростом курсов мировых валют. Но мы понимаем, что в дальнейшем наполняемость бюджета будет зависеть от темпов экономического роста и глобальных процессов. Учитывая, что индекс промышленного производства в Свердловской области в январе-марте 2015 года составил 97,3 процента, а курсы валют стабилизировались, ожидать перевыполнения утвержденного прогноза преждевременно.

    Кроме того, возможные риски связаны с особенностями уплаты налога на прибыль. Бюджет возвращает предприятиям излишне уплаченный налог, и размер переплаты возрастает после сдачи налоговых деклараций за истекший год и первый квартал текущего. Затем он начинает постепенно снижаться. Эти особенности мы учитываем при оценке перспектив, вот почему сейчас достаточно осторожно говорим о профиците: мы должны быть готовы вернуть переплату. Для уточнения прогноза в постоянном режиме "сверяем часы" с крупнейшими налогоплательщиками.

    А как идет работа по снижению долговых обязательств и насколько они тяжелы для региона?

    Галина Кулаченко: Эта тема слишком часто становится предметом недобросовестных спекуляций, поэтому требует подробного пояснения. Объем госдолга напрямую связан с исполнением доходной части бюджета: при возникновении кассовых разрывов возникает необходимость в заимствованиях, потому что допустить неисполнение социальных обязательств нельзя. Рост поступлений, в том числе и благодаря дополнительной мобилизации доходов в областной бюджет, привели к тому, что за первый квартал 2015-го мы получили плюсом 1,9 миллиарда рублей. Это позволило не привлекать кредиты и даже погасить часть обязательств: с начала года госдолг области снизился на 18,9 процента (на 9,4 миллиарда рублей). Сегодня он составляет 40,3 миллиарда. Долговая нагрузка нашего бюджета - 25,9 процента (от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений). Если вести расчет по методике Минфина России, учитывая только рыночные обязательства, то показатель долговой нагрузки - 17,6 процента: это существенно ниже рекомендуемого Минфином РФ (50 процентов).

    Что касается работы по снижению долга, то в апреле 2015-го мы получили кредит из федерального бюджета в объеме 5,15 миллиарда рублей на три года под ставку 0,1 процента годовых, за счет чего закрыли кредиты коммерческих банков, привлеченные в 2015 году под рыночные проценты (17-19,9). Если на начало года на долю коммерческих кредитов приходилось более 77 процентов госдолга, то к июню мы снизили этот показатель на 16 пунктов. Кроме того, мы погасили дополнительно 9,5 миллиарда рублей коммерческих кредитов, а также часть стоимости облигационных займов.

    Свердловская область активно пользуется краткосрочными кредитами, предоставляемыми Федеральным казначейством под 0,1 процента. При тех рыночных ставках, которые сегодня предлагают банки (16,5), чистая экономия за год - более 1,5 миллиарда.

    Отмечу, что мы имеем достаточно низкие риски рефинансирования: около 70 процентов обязательств - "длинные" деньги со сроком погашения в 2017-2019 годах. Выплаты равномерно распределены по годам, что исключает стрессовые нагрузки на бюджет. Поэтому сейчас можно говорить о высоком уровне долговой устойчивости Свердловской области, и мы будем его сохранять.

    А муниципальные бюджеты справляются со своими обязательствами?

    Галина Кулаченко: В условиях экономической нестабильности невозможно гарантировать успешное исполнение бюджетов в 2015 году. Но пока динамика в муниципалитетах стабильная: в местные бюджеты поступило 14,6 миллиарда рублей, что соответствует аналогичному периоду прошлого года. Традиционно в структуре доходов муниципалитетов основную долю (около половины) составляет налог на доходы физических лиц. Его поступления увеличились, что связано с ростом фонда заработной платы и говорит о стабильной работе предприятий.

    Что касается исполнения расходной части местных бюджетов, то мы проводим регулярный мониторинг и если слышим тревожный звонок, рассматриваем возможность предоставления муниципалитету кредитов из областного бюджета. Механизм утвержден, абсолютно прозрачен, требуется лишь обращение главы с необходимым пакетом документов.

    Фиксируются ли в муниципалитетах нарушения в части расходования бюджетных средств?

    Галина Кулаченко: Проверки использования муниципальными образованиями бюджетных средств, направленных на реализацию госпрограмм, а также комплексные проверки формирования и исполнения местных бюджетов - основное направление контрольной деятельности регионального минфина. В 2014 году проведены проверки в 45 муниципальных образованиях, на контроль попало расходование 8 миллиардов средств областного бюджета. Выявлены нарушения на сумму 495 миллионов рублей, из них 25 миллионов - нецелевое использование, 243 миллиона - неправомерное и необоснованное расходование бюджетных средств, 160 миллионов - неэффективные расходы.

    Отмечу, что сегодня, когда область перешла на формирование бюджета по принципу программно-целевого планирования, результаты проверок позволяют качественно анализировать эффективность использования бюджетных средств, направленных на реализацию госпрограмм, а в случае необходимости оперативно принимать управленческие решения по их корректировке.

    Поделиться