Инфраструктура для пожилых людей по-прежнему слабо развита в России. Сложившейся ситуации способствует несколько причин. Во-первых, в нашей культуре считается, что семья должна поддерживать пожилых людей и они должны оставаться внутри семьи, не прибегая к услугам различных пансионов и иных внешних организаций. Россия в этом плане имеет достаточно восточный характер уклада семьи, в противовес американской модели, где присутствует высокая степень коммерциализации этого сектора. Низкий уровень развития инфраструктуры для пожилых также обусловлен тем, что индустрия гостеприимства России вообще пока не вышла на высокий уровень зрелости, когда на рынке присутствуют разнообразные отельные и смешанные форматы, максимально учитывающие потребности отдельных категорий гостей.
Тем не менее инфраструктура для пожилых становится все более востребованной. Особенно ярко эта тенденция проявится через 3-5 лет, когда текущая инфраструктура не сможет обеспечить запрос на сервисы и услуги со стороны пожилых гостей. Текущее сокращение доступности бесплатных медицинских услуг в сочетании с постепенным ростом числа и доли пожилых людей приведет к тому, что проблема их обслуживания станет значительно острее, чем сейчас. Поскольку текущая социальная инфраструктура не будет в полной мере справляться с растущим спросом на услуги для досуга и проживания пожилых людей, то рынок будет диктовать потребность в новых форматах. На этом фоне будут все более востребованы частные пансионы для пожилых людей, поскольку именно они предоставляют возможность комфортного размещения людей в возрасте на разный срок с предоставлением соответствующих услуг и наблюдением врачей. Мировой опыт показывает, что подобные проекты реализуются частными инвесторами и носят сугубо коммерческий характер. Со стороны государства в ряде случаев могут быть предоставлены налоговые и иные преференции, но практика применения формата ГЧП встречается крайне редко.
Пансионы для пожилых людей, по сути, представляют собой объекты гостеприимства, оснащенные специальным образом, чтобы гости в преклонном возрасте могли удобно пользоваться всей инфраструктурой, комфортно проводить время в своем номере, а также иметь возможность получить досуг и развлечения в соответствии со своими запросами и интересами. Важным преимуществом является возможность расположить подобный проект за городом, в местах с большей удаленностью от центров инфраструктуры или на окраинах городов, поскольку для пожилых людей важно обеспечить уединение, тишину, экологию и наличие прилегающей территории. В то время как транспортная доступность и прилегающая инфраструктура отходят на второй план.
Немаловажной частью подобных проектов является медобслуживание, которое обычно включает в себя присмотр со стороны врачей и медсестер. В экстренных случаях медицинская помощь оказывается вне пансионата - профильными медицинскими учреждениями, "скорой помощью" и иными организациями, с которыми у гостя и у пансионата может быть заключен контракт. Таким образом, с точки зрения инвестиционной составляющей проекты по созданию пансионатов для пожилых людей требуют объем инвестиций, аналогичный созданию классического отеля заявленного уровня.
На уровне операционных показателей у пансионатов для пожилых есть несколько особенностей. Анализ мировых и российских тенденций развития сегмента гостиничной недвижимости свидетельствует о том, что проекты для пожилых отличаются более высокой загрузкой, поскольку гости зачастую приезжают на длительный срок. В сочетании с относительно небольшими дополнительными расходами на медицинский персонал, создание проектов для пожилых является достойной альтернативой иным форматам гостиничной недвижимости. Сроки окупаемости подобных проектов в среднем находятся на уровне 7-9 лет, а в ряде случаев могут сокращаться до 5-6 лет. Эти показатели соответствуют периоду окупаемости обычных отелей.
В силу значительной социальной составляющей, а также потребности в привлечении персонала с медицинским образованием подобные проекты зачастую реализуются по совместной инициативе государства и частного бизнеса. Формат ГЧП предусматривает поощрение частных инвесторов к инвестированию в этот формат проектов за счет предоставления определенных преференций и дополнительных возможностей. В частности, со стороны государства могут быть выделены площадки или объекты для дальнейшего использования в качестве инфраструктуры для пожилых людей. Также государство зачастую берет на себя расходы по внешней инженерии и обеспечению объектов инженерной инфраструктурой, что может стать значимой статьей инвестиционного бюджета. При реализации проекта в формате ГЧП частный инвестор берет на себя расходы по разработке концепции, проектированию и строительству комплекса, подготовке его к открытию и прочие операционные расходы, которые возникают на этапе эксплуатации. Подобный подход оправдывает себя в качестве стимулирующего метода развития данного формата гостиничной недвижимости, однако в России пока нет примеров подобных проектов.