Почему в ЮФО речным круизам этим летом не хватило глубины

В туристический сезон популярность круизного отдыха очевидна, особенно в нынешнее летнее пекло. Многим хотелось бы понежиться на палубе теплохода, осматривая проплывающие мимо речные берега. Казалось бы, Дон и Волга предоставляют для этого массу возможностей и от желающих не должно быть отбоя. Но статистика говорит обратное: доля круизных туристов уменьшается с каждым годом. В 2015-м в Ростове, например, доля "круизеров" уменьшилась до 0,03 процента от общего числа туристов.

Как говорят в региональном правительстве, это связано с целым рядом проблем. Первая и самая главная - аномальная маловодность южных рек. В навигацию 2014 года фактические глубины не позволили перевезти большую часть грузов и пассажиров. Убытки судоходных компаний только на Дону превысили три миллиарда рублей. По словам заместителя руководителя федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Вовка, в навигацию этого года был поставлен своеобразный исторический рекорд - глубина на самом проблемном участке, расположенном ниже Кочетовского гидроузла в районе станицы Багаевской, опустилась до минимальных 2,7 метра.

- Цимлянское водохранилище дает Дону лишь 200 кубических метров в секунду, для нормального судоходства необходимо 340, - сказал Виктор Вовк. - По всем прогнозам, эта цифра снизится до 150 кубов. Принято решение с 20 сентября начать поэтапную укладку Северско-Донецкой шлюзованной плотины, чтобы удержать сегодняшние 200 кубометров, а значит, сохранить условия для судоходства.

В Волгограде, помимо климатических проблем, еще и рукотворная беда. Хотя скорее даже наоборот, нерукотворная. Уже много лет причальная стенка города находится в аварийном состоянии, и никто ее чинить не собирается. Власти долго обсуждали необходимость реконструкции причала. В этом году ситуация стала критической - впервые за много лет круизные лайнеры не швартуются в Волгограде, а стоят на рейде посреди Волги, напротив Центральной набережной. Туристов же подвозят к берегу малыми судами, что вызывает недоумение и даже раздражение пассажиров.

Определить, кто виноват, власти не могут уже давно. Дело в том, что когда-то волгоградский речпорт был очень хитрым образом приватизирован. При акционировании ОАО "Волгоградский речной порт" получил в собственность суда и минимальную инфраструктуру для их обслуживания. Огромное здание речного вокзала (между прочим, одного из крупнейших в Европе, его общая площадь, по самым скромным оценкам, превышает 30 тысяч квадратных метров) также оказалось в частной собственности. А причальная стенка, берегоукрепительные и технические сооружения - то есть самая важная для функционирования речпорта, самая затратная в содержании и не приносящая прибыль часть - осталась в муниципальной собственности.

Здание речного вокзала, к слову, также нуждается в реконструкции. Обладминистрация предложила владельцам отреставрировать его за свой счет, но возникла сложность - у здания более десяти собственников.

- Ежегодно в Волгограде фиксировалось около 200 судоприбытий. Но в этом году число туристов, прибывших в город водным путем, однозначно будет намного меньше, - об этом говорят и туроператоры и судовладельцы, - отмечает директор областного Агентства развития туризма Ирина Коваленко. - Проблему нужно решать срочно, без причальной стенки никакого круизного туризма быть не может. Волгоградская область вошла в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма", рассчитанную до 2018 года. Там предусмотрены бюджетные средства на берегоукрепительные работы и реконструкцию причальной стенки в Волгограде. Но мы пока не знаем, насколько полно будет финансироваться программа, не будут ли ее секвестировать. Мы надеемся на лучшее.

На строительные работы по обустройству Центральной набережной в Волгограде необходимо 2,1 миллиарда рублей, из них 427 миллионов - на капитальный ремонт причальной стенки.

Странно ведут себя и сами собственники кораблей. Сейчас по рекам ходят в основном суда-"пенсионеры". Пять лет назад по всей стране было 120 круизных теплоходов, сегодня их уже 80. Примерно половина имеют средний возраст 25 - 30 лет, остальным - за 60. А ведь безопасность судов играет огромную роль в популярности круизов. Крушение "Булгарии", случившееся летом 2011 года, вообще едва не поставило крест на этом виде турбизнеса. Но ужесточенные меры безопасности сгладили негативное впечатление, и рынок ожил.

Туроператоры отмечают, что отдыхающих было бы больше, в том числе иностранцев, если бы порты Азова и Таганрога принимали круизные суда, а в живописных местах Дона были оборудованы "зеленые стоянки", представлена культурная программа.

Никак не обойти и такой вопрос, как цена круиза. В сентябре из Москвы в Ростов должен был выйти четырехпалубный теплоход, но глубины Дона не позволили бы ему пройти по этому маршруту, поэтому он был заменен на более мелкосидящее судно "Александр Грин". Все билеты уже раскуплены, но цены на них впечатляющие. Сутки на теплоходе обходятся в пять тысяч рублей. Рейс длится 22 дня, вот и посчитайте. Получается 110 тысяч с человека. А на более комфортабельном судне сутки стоят уже семь тысяч. Не каждая семья потянет такую сумму.

Мнение

Игорь Левитин, помощник президента РФ:

- Сейчас мы вновь поднимаем проблему развития детского туризма. Необходимо возрождать забытую советскую традицию, когда дети летом отдыхали не только в пионерских лагерях, а ездили по стране, в которой они родились и живут. Необходимо создавать условия для того, чтобы ребята летом во время каникул путешествовали в своем и соседних регионах. Это в том числе окажет хороший стимулирующий эффект для "круизной" отрасли. Мы будем это обсуждать на одном из ближайших заседаний Госсовета.

Кстати

Беспрецедентно низкий уровень воды в южных реках специалисты Росводресурсов объясняют сильной жарой. С причудами климата не поспоришь. Тут все претензии к небесной канцелярии. А вот построить речные суда нового поколения, которые в нынешних условиях могли бы эксплуатироваться на южных реках, было бы верным решением. Группа компаний из Ростова разработала модельный ряд, в котором представлены как пассажирские суда в различной комплектации, в том числе катамараны, так и быстроходные катера для патрульно-надзорных служб. Они смогут работать даже на мелководных участках. При этом машины - полностью российского производства. Все комплектующие закупаются у отечественных производителей.