Премия традиционно вручается в первый день работы ММКВЯ, в чем присутствует определенная символика: подведение годовых итогов книгоиздания в России и чествование его лучших образцов совпадает с началом ярмарочных продаж продуктов этого книгоиздания. При этом надо понимать, что лучшие книги, "книги года", не обязательно совпадают с теми книгами, которые будут пользоваться на книжной ярмарке наибольшей популярностью.
У кого-то это вызовет ухмылку: ну да, мол, книгоиздатели награждают то, что нравится им самим, а не читателям. Но это принцип любого "гамбургского счета". Напомню: когда-то раз в год цирковые борцы собирались в Гамбурге, чтобы померяться силами и выяснить, кто из них на самом деле сильнейший. Выглядело это, вероятно, не слишком красиво и эффектно, потому что делалось не для публики. Но зачем-то такие состязания были необходимы.
У премии "Книга года", как я понимаю, есть и еще одна функция - это поддержать издательства, которые не блещут на книжном рынке коммерческим успехом, но продолжают тянуть лямку просветителей и культуртрегеров. Они издают книги малотиражные, дотационные и порой слишком дорогие для массового потребителя. Но если завтра таких книг не будет вовсе, культурная планка книгоиздания в России окончательно рухнет в рыночную пропасть. И о том, что такое книга как искусство (не только с внешней точки зрения, но и в плане ее содержания) мы будем судить по букинистическим изданиям.
На сайте Роспечати обнародовали "короткий список" финалистов премии "Книга года"-2015. Там представлено более 40 книг. Десять из них станут победителями в различных номинациях. Одна - будет названа "Книгой года".
Проще всего говорить о номинации "Проза". Думаю, не ошибусь, если скажу, что тут есть явный лидер - 2-томный роман Валерии Залотухи "Свечка". Что-то мне подсказывает, что победителем сегодня станет именно он. Сценарист и писатель Валерий Залотуха скончался в этом году, едва успев завершить свой труд протяженностью в 15 лет. Само по себе это подвиг, учитывая ритм современного книгоиздания, когда книги живут один год, а на следующий - о них забывают. К тому же в романе Валерия Залотухи сошлись две важные вещи: изящный стиль, которым отличался автор "Последнего коммуниста", "Макарова" и "Великого похода за освобождение Индии", и очень высокий градус интеллектуального письма. Мы истосковались по великим романам, нам нужны новые "Анны Каренины" и "Братья Карамазова", и роман Валерии Залотухи - это достойный претендент на зияющую вакансию, а уж займет ли он ее, скажет время. Кстати, и название издательства, выпустившего роман - "Время".
Романы Елены Котовой "Период полураспада", Канты Ибрагимова "Стигал" и Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза" объединяет разве что только одно. Все они так или иначе повествуют о человеке, оказавшемся в "экзистенциальной" ситуации испытания, выбора и проверки на прочность. В первом случае это семейная сага, во втором - роман от первого лица о безнадежно больном, в третьем - история женщины-татарки в период "раскулачивания". Роман Яхиной нужно отметить еще и как несомненно самый яркий дебют в прозе этого года. Но такой номинации в "Книги года" - нет.
Сложнее с поэзией... Не знаю, как будут соревноваться поэтические сборники весьма уважаемых современных поэтов Игоря Волгина и Михаила Айзенберга с антологией "гражданской поэзии Донбасса 2014-2015 годов", и как сравнивать эту поэзию с полным собранием стихотворений и поэм безусловно великого русского поэта Николая Заболоцкого? Здесь не о весовых категориях идет речь, но скорее об оценочных приоритетах. Что важнее в поэзии сегодня - искусство, актуальность, нравственный смысл? Я об этом судить не берусь. Пусть решает жюри.
Очень интересная номинация - "Литературный контекст". Здесь и сборник интернет-публицистики ушедшего от нас замечательного критика Александра Агеева, и пособие по современной русской поэзии Дмитрия Бака, и тонкие этюды маэстро современной филологии Сергея Бочарова, и статьи и воспоминания о Пастернаке Вяч. Вс. Иванова. Что ни выбери - не ошибешься.
В номинации "Победа", посвященной 70-летию Победы в Великой отечественной войне, соперники - краеведческая книга "Астраханская область в Великой Отечественной войне 1941-1945", сборник военной статистики и дневники детей, оказавшихся в гетто и концлагерях. Как не отдать пальму первенства детям - не понятно. Но есть и еще одна очень сильная позиция: "Главные документы Великой Отечественной войны" - книга, выпущенная издательским домом "Комсомольская правда". Это 1400 уникальных директив Сталина, распоряжений Ставки, фронтовых приказов, оперативных карт, постановлений и фотографий того времени, еще недавно находившихся под грифом "Совершенно секретно".
В главной номинации "Книга года" есть 12-томная энциклопедия "Великая отечественная война 1941-1945 годов", в которую, очевидно, вошли и статистика, и документы, и география войны. Наверное, она и является главным претендентом на победу. Но есть и сильный соперник - первые тома Академического полного собрания сочинений П. И. Чайковского, выпущенные челябинским издательством "MPI".
В номинации "Вместе с книгой мы растем" соперничают не авторы, а три серии разных издательств и возобновленный научно-популярный детский альманах "Хочу все знать".
Выбор номинации "Учебник XXI века" вполне отражает наше время, когда неясен главный вопрос: чему учить наших детей вообще? Что будет самым необходимым для них в будущей жизни.
В номинации "HUMANITAS" представлены четыре отличные издания для специалистов-гуманитариев.
В номинации "Art-книга" больше всего привлекает "Энциклопедия русского авангарда" в трех томах.
В номинации "Отпечатано в России" серия о русских полководцах соревнуется с атласом железных дорог России и юбилейным альбомом "Наше метро".
И последняя номинация - "Электронная книга". То есть та, которая, как предвещают, убьет бумажную книгу. Но пока еще ее позиции в "Гамбургском счете" книгоиздателей весьма скромные.
Между тем
В День города Москвы, 5 и 6 сентября, в рамках ММКВЯ на Гоголевском бульваре пройдет книжный мультимедийный фестиваль под открытым небом "БукМаркет", а на Даниловском рынке более пятидесяти издательств представят свою продукцию на фестивале-ярмарке "Книжный рынок". О них подробнее читайте в следующих выпусках "РГ".