Законопроект, который закрепляет овербукинг на законодательном уровне и регламентирует "правила игры", подготовил минтранс. На прошлой неделе прошли инициированные Общественной палатой РФ "нулевые чтения" документа. Мнения разделились. Заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации минтранса Илья Белавинцев признался, что в ведомстве не ожидали, что документ "настолько затронет за живое". По его словам, сейчас минтранс проводит "серьезную работу", чтобы учесть все мнения и интересы как перевозчиков, так и пассажиров. "Прежде всего, чтобы это не превратилось в неконтролируемый процесс, нужно определить процент перепродажи - не более такого-то, - отметил Белавинцев. - Есть статистика работы гражданской авиации в России, в том числе по занятости пассажирских кресел по разным видам перевозок. Наиболее эффективны здесь международные направления, 82% заполнены полностью, 18% летают пустыми. Это плохо как для авиакомпаний, так и для пассажиров, потому что общая стоимость перевозки растет. Овербукинг поможет нам повысить показатель заполняемости самолетов".
Еще один момент, над которым думает минтранс - это определение категорий граждан, в отношении которых овербукинг будет запрещен. Белавинцев уверяет, что это будет серьезный перечень, включающий социально незащищенные категории, а также пассажиров стыковочных рейсов. Он также добавил, что не все моменты стоит прописывать напрямую в законе. Например, размеры компенсаций будут периодически корректироваться, как это принято в мировой практике. Их проще прописать в приказе минтранса.
Овербукинг, естественно, поддерживают авиакомпании. "Эта мера будет способствовать повышению доступности перевозки для пассажира, поскольку приведет к росту предложений по всем тарифам, включая минимальные, - считает директор департамента управления сетью и доходами "Аэрофлота" Александр Волощук. - Практика овербукинга не нова, она применяется во всем мире. Статистика по неиспользуемым местам в Аэрофлоте - в среднем 2% пассажиров не являются на регистрацию рейса. Еще 5% аннулируют билет накануне вылета. За 24 часа, когда возможности перевозчика повторно продать освободившееся место практически исчерпаны. Мы теряем на рейсах, на которых фиксируется неудовлетворенный спрос, до 7% провозных емкостей".
Граждане настроены в отношении овербукинга негативно, уверяет руководитель юридической службы Союза потребителей РФ Антон Недзвецкий. По его мнению, законопроект подрывает гражданско-правовые принципы, действующие в законодательстве - легализовывается односторонний отказ от исполнения обязательств. "Можно много рассуждать о потерях авиаперевозчиков, но давайте вспомним об интересах пассажиров. Сколько может быть ситуаций, когда человек, оказавшийся лишним, потеряет значительно больше, чем предлагает компенсация", - отметил он. В качестве примера эксперт привел случаи, когда пассажир летит, например, на свадьбу или похороны. А член Общественной палаты Магаданской области Валентина Липатова отметила, что овербукинг невозможен в отдельных регионах из-за погодных условий, где рейсы осуществляются в основном лишь раз в неделю.
И все же овербукинг мог бы оказать существенную поддержку российской авиаиндустрии, которая сегодня является убыточной. Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов отметил, что, по данным систем бронирования, овербукинг обеспечивает 2-3% дохода авиакомпаний. Для России, находящейся на уровне рентабельности - 1%, это могло бы стать выходом. "При этом мы не говорим, что за каждым процентом стоит человек, который не улетел. На 10 тыс. приходится один человек, который не улетел", - рассказал эксперт. По его словам, сейчас нужно оценивать последствия отсутствия этой практики для российских авиакомпаний.