Например, только 20 процентов специалистов по охране лесов от пожаров имеют высшее образование, а среди специалистов, работающих в участковых лесничествах, дипломом профильного вуза могут похвастаться лишь 12 процентов. Как преодолеть кадровый кризис в отрасли, "РГ" рассказал ректор Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ВИПКЛХ) Анатолий Петров.
Анатолий Павлович, в чем причины кадрового кризиса в лесной отрасли?
Анатолий Петров: В первую очередь в изменениях законодательства. Лесной кодекс передал основные полномочия в области лесных отношений на исполнение органам государственной власти субъектов РФ, разделил в управлении лесами государственные и предпринимательские функции и возложил ответственность за ведение лесного хозяйства на землях лесного фонда, переданных в аренду, на частный бизнес. Таким образом, был создан новый сегмент на рынке труда в государственном секторе. Он представлен органами управления лесным хозяйством в субъектах РФ и лесничествами, призванными осуществлять исключительно государственные функции и предоставлять госуслуги, будучи свободными от выполнения каких-либо обязательств по ведению лесного хозяйства.
В этом сегменте работает примерно 40-45 тысяч руководителей и специалистов, при этом получить информацию о фактическом количестве работающих затруднительно по причине отсутствия на федеральном уровне отчетности по кадрам в системе управления лесным хозяйством. Нет также официальной статистики о структуре и квалификации кадров, выполняющих государственные функции и предоставляющих госуслуги в системе лесоуправления.
Кризис кадровой политики усугубляется еще и тем, что только 3 процента лиц, замещающих должности государственной службы, имеют профильное высшее образование в области менеджмента и администрирования. Тестовый контроль знаний, проводимый нашим институтом, выявляет удручающе низкий уровень знаний слушателей по вопросам лесного законодательства, нормативно-правового регулирования лесных отношений, лесной экономики.
Кроме того, регионы в отсутствии утвержденных на федеральном уровне административных регламентов исполнения переданных им полномочий довольно "свободно", а в ряде случаев, безответственно подошли как к формированию органов управления лесами на региональном уровне, так и укомплектованию их кадрами руководителей и специалистов.
В целом ряде регионов государственное управление лесами в качестве федерального имущества соединено с управлением частной лесной промышленностью. Еще более распространено соединение в органах государственной власти функций госуправления лесами с функциями управления лесохозяйственной деятельностью. Негативные последствия интеграции административных и хозяйственных функций вопреки положениям статьи 83 Лесного кодекса очевидны: они проявляются в росте коррупционной емкости управленческих решений с соответствующим подбором кадров, обеспечивающих реализацию коррупционных рисков в целях собственного обогащения.
Наконец, в стране нет долговременной межведомственной государственной политики в области лесного образования. Практически речь идет о развитии и модернизации лесного образования как о главном пути преодоления кризиса кадровой политики.
Как, по вашему мнению, можно решить эту проблему?
Анатолий Петров: Вклад в решение этой проблемы должны нести два вида профессионального образования: высшее и дополнительное в их взаимодействии.
Подготовка высококвалифицированных кадров через систему высшего образования (бакалавриат и магистратура) становится главной задачей, поставленной "Основами государственной политики в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации до 2030 г.", где, в частности, предусмотрено "включение вопросов, касающихся использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в новые образовательные стандарты".
Дополнительное образование обладает целым рядом характеристик, которые делают его способным быстро адаптировать существующие квалификации работников к новым требованиям на рынке труда. Это формирование учебного процесса на базе модульных междисциплинарных программ, оперативное реагирование на содержание программ по объемам и структуре предоставляемых знаний и навыков, обеспечение карьерного роста специалистов, предоставление возможности оперативно внедрять полученные знания в практику, демократичность, основанная на обратной связи и пр.
При этом обязательным условием повышения квалификации кадров должно стать наличие у них соответствующей квалификации, оцениваемой объемом и структурой знаний и навыков, которые были получены при высшем профессиональном образовании.
Но при существующей организации образования, когда интересы образовательных учреждений подчинены исключительно увеличению количества студентов, а, следовательно, размеру получаемых бюджетных субсидий, подготовить высококвалифицированные кадры невозможно. При этом, чтобы сохранить существующий штат преподавателей, высшие учебные заведения организуют учебный процесс на базе давно освоенных программ, меняя их названия, но не содержание.
Для того чтобы в систему государственного управления лесами пришли высококвалифицированные кадры, лесному образованию необходима новая институциональная организация, при которой интересы образовательных учреждений подчиняются интересам работодателей в лице органов государственной власти в сфере лесных отношений.
Как именно должно быть организовано образование?
Анатолий Петров: Схема такая: органы государственного управления лесным хозяйством субъектов РФ разрабатывают и утверждают административные регламенты с учетом обеспечения требований к использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, установленных лесными планами и лесохозяйственными регламентами. Эти регламенты являются основой для установления тех компетенций и квалификаций, которые необходимы лицам, осуществляющим управление лесами в соответствии с их должностными обязанностями. В свою очередь, компетенции и квалификации приобретаются только через получение соответствующих знаний и навыков в образовательных учреждениях, организующих учебный процесс на базе планов и программ, содержание которых согласовано с работодателями.
Для того чтобы образование стало инновационным, т.е. способным предоставлять знания и навыки с опережением во времени, а не только констатировать существующее положение в тех сферах деятельности, где будут трудиться выпускники, образовательные учреждения должны формировать учебный процесс с использованием модульных программ и сетевых форм их реализации.
Такие программы уже есть?
Анатолий Петров: Консультантами Всемирного банка при участии представителей вузов и работодателей разработаны модульные программы и соответствующие им учебные пособия. Этих программ четыре - управление и правоприменение в сфере использования лесов, в сфере воспроизводства лесов, в сфере защиты лесов и в сфере охраны лесов от пожаров. В этом году эти учебные материалы были изданы и рекомендованы в качестве учебного пособия для студентов вузов.
При подготовке модульных программ решался вопрос, для какого направления бакалавриата их надо разрабатывать: прикладного, когда выпускниками университетов станут практико-ориентированные бакалавры, или академического, когда бакалавриат рассматривается лишь в качестве первого этапа для продолжения обучения в магистратуре. Речь идет о соотношении получаемых в процессе обучения фундаментальных знаний и знаний, обеспечивающих получение профессиональных квалификаций. Безусловно, получение профессиональной квалификации должно стать приоритетным направлением подготовки бакалавров и магистров в учреждениях высшего профессионального образования.
К сожалению, прикладной бакалавриат до сих пор не получил официального статуса путем признания его на законодательной или нормативной основе отдельным направлением подготовки кадров с высшим образованием. Эксперимент по созданию в России прикладного бакалавриата был начат в 2010 году и завершился в 2014 году. В эксперименте приняли участие 30 вузов, техникумов и колледжей в очной форме за счет бюджета. Однако ни лесные вузы, ни учреждения среднего профессионального лесного образования не участвовали в этом эксперименте, даже не пытавшись принять участие в конкурсе на право учить по программам прикладного бакалавриата.
Все изложенные выше подходы и рекомендации следует рассматривать как основу для разработки и утверждения Межведомственной концепции развития лесного образования, которое должно не только преодолеть существующий кризис кадровой политики в сфере государственного управления лесами, но и создать условия для инновационного развития всех отраслей лесного сектора.
Поскольку любое образование, а лесное - в большей степени, консервативно в своем развитии, принятие такой концепции должно стать безотлагательной мерой при формировании долгосрочной стратегии развития лесного сектора.