Как в СЗФО справились c теневой торговлей иностранными авто
Дело в том, что иностранцы вправе ввозить на территорию нашей страны транспортные средства для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, но не дольше, чем на один год. Передавать автомобиль другому владельцу можно только после таможенного декларирования, уплаты таможенных пошлин и налогов.
На практике автомобили, которые попали на территорию РФ как временно ввезенные, иногда перепродаются третьим лицам по доверенности. За счет ухода от "растаможки" цена машины оказывается значительно ниже ее рыночной стоимости в России. Купить в Европе "десятилетку" престижной марки можно за три - шесть тысяч евро, "трехлетку" - за 7-12 тысяч евро. Таможенные пошлины, в зависимости от возраста машины и объема двигателя, могут достигать нескольких миллионов рублей.
К тому же иностранная регистрация транспортного средства давала водителю некую свободу при нарушении правил дорожного движения. Даже если комплексы фотовидеофиксации в автоматическом режиме выявляли превышение скорости, отправить штраф лихачу было сложно.
Чтобы ликвидировать преступные схемы, в августе 2014 года заработал новый механизм контроля. Раньше проверить законность пребывания транспортного средства на территории РФ могли только сотрудники таможни в рамках таможенного контроля. Теперь, согласно поправкам к ПДД, это право есть и у сотрудников ГИБДД.
Вначале иностранцы, которые зарабатывали на перепродаже временно ввезенных авто, не спешили сворачивать нелегальный бизнес. Возможно, причина в том, что сотрудники автоинспекции за отсутствие специальной таможенной декларации на руках у водителя, то есть, по сути, за нарушение правил дорожного движения, могут выписать лишь небольшой штраф в 500 рублей. А возбуждать административные дела по статьям "Невывоз с территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных транспортных средств в установленные сроки" и "Передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными транспортными средствами" вправе только сотрудники таможни. И лишь таможенники могут обязать нарушителя уплатить в российскую казну миллионные пошлины.
Сейчас правоохранители наладили механизмы межведомственного контроля, которые позволили сократить незаконный рынок перепродажи машин. В некоторых регионах практикуются совместные рейды областной таможни и автоинспекции. Сотрудники ГИБДД "тормозят" автомобиль с иностранными номерами. Если водитель не представляет документы на временный ввоз, срок временного ввоза автомобиля истек или машиной управляет другой человек по доверенности, таможенники принимают решение о возбуждении дела. Кроме того, транспортное средство могут поместить на штрафстоянку, пока владелец не устранит нарушения. К примеру, в Выборгском районе Ленинградской области в этом году прошло десять совместных выездов, по результатам которых таможенники возбудили восемь административных дел.
В Калининградской области специалисты автоинспекции просто передают сотрудникам региональной таможни информацию о нарушении правил временного ввоза. С начала 2015 года поступило 11 таких сообщений: три по фактам невывоза транспортного средства и восемь по фактам передачи права пользования другому лицу. В каждом случае возбудили административное дело.
- Также Калининградская областная таможня, помимо всех разыскных мероприятий, привлекает к борьбе с нарушителями МИД России, - делится информацией государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля КОТ Альгис Первенецкас. - Мы направляем в министерство обращения, чтобы иностранным гражданам, которые нарушили порядок временного ввоза, закрыли въезд на территорию РФ до уплаты таможенных платежей. Сейчас в "невъездном" списке числятся шесть человек.
Падает и спрос на авто с иностранной регистрацией. Жители приграничных регионов понимают, что после встречи с сотрудником ГИБДД они останутся без машины. Ведь в рамках дела об административном правонарушении транспортное средство, скорее всего, конфискуют, пока его настоящий владелец не перечислит в бюджет таможенные пошлины.
- Поправки в ПДД позволили нам эффективнее бороться с нарушением порядка временного ввоза иностранных автомобилей, - продолжает Альгис Первенецкас. - В результате снижается количество транспортных средств, не вывезенных с территории РФ в установленные таможенными органами сроки.
Тот факт, что реализовать автомобили с иностранными номерами стало сложнее, отмечают и перегонщики. Как признался гражданин Польши, который раньше привозил на продажу нерастаможенные европейские автомобили в Калининградскую область, он отказался от нелегальной подработки из-за отсутствия клиентов.
Тем временем
С начала года сотрудники Калининградской областной таможни возбудили 10 административных дел по статье "Передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными транспортными средствами" и 57 дел по статье "Невывоз с территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных транспортных средств в установленные сроки".