Почему, имея за плечами многолетний опыт общественно-политической и государственной деятельности, вы пошли на столь рискованный шаг, как формирование "Армянского возрождения", ведь появление такой структуры было сопряжено с множеством трудностей?
Артур Багдасарян: Целью создания общественно-политического объедиения "Армянское возрождение" стало осуществление серьезных политических и социально-экономических реформ в Армении. Сегодня основная часть армянского общества находится в состоянии апатии, и есть необходимость восстановления веры у нашего народа. А для этого необходима широкая общественно-политическая консолидация. И, к счастью, нам удалось в короткие сроки вокруг общественно-политического объединения "Армянское возрождение" консолидировать более 150 общественных организаций и политических партий, гражданских движений. Целью объединения стало принятие мер для обеспечения реального армянского возрождения, так как Армения сейчас нуждается в возрождении и наша организация сейчас продолжает развиваться в широких масштабах. В будущем году мы дадим ей организационно-правовой статус, и она станет одним из ключевых политических игроков. В основе нашего объединения лежит идея необходимости упорных, последовательных, целеустремленных изменений в нашей стране, в частности в сферах политики, экономики, безопасности и других. У нас есть конкурентоспособная программа, у нас есть современная команда, у нас есть политический опыт, и мы имеем достаточную решительность для осуществления указанных реформ в Армении. Мы выступаем не с позиций политической ненависти, а с позиций политической терпимости и толерантности и пытаемся всячески способствовать утверждению политического партнерства и мира. Мы будем продвигать эти идеи посредством увеличения количества наших единомышленников, на самом деле желающих изменений, а в том, что необходимость этих изменений созрела, мы уверены, как и уверены в том, что наше объединение в силах осуществить эти изменения.
Референдум, на котором гражданам Армении предстоит выразить свое отношение к изменениям Конституции, пройдет 6 декабря. Некоторые политологи считают, что в армянском обществе существует в этой связи определенное напряжение. Так ли это? Какова ваша оценка ситуации?
Артур Багдасарян: Действительно, определенное политическое напряжение в армянском обществе имеет место. В сложившейся обстановке общественно-политическое объединение "Армянское возрождение" не поддерживает конституционные реформы, потому что, по нашему мнению, они содержат много внутренних разногласий. Армения нуждается в сильной власти. Полупрезидентское правление, имеющее место сегодня, дает возможность главе государства достойно представлять страну не только внутри, но и за рубежом. Парламентская форма правления при неразвитых политических инструментах и механизмах может иметь взрывоопасную почву. Вот поэтому те, кто перешел на эту форму правления в нашем регионе и постсоветском пространстве, пытаются путем конституционных реформ опять вернуться к полупрезидентскому правлению. Тому примеры Турция, Украина, Киргизия, Грузия и т.д. Вопрос особо актуален сейчас, при нарастании угроз региональной и глобальной безопасности. Плюс к этому Армения является членом ЕАЭС и ОДКБ, которые представляют собой своеобразные "Президентские клубы" в том плане, что многое решается на уровне глав государств.
Будучи в прошлом секретарем Совета национальной безопасности, вы активно выступали за усиление роли ОДКБ, развитие ее военного компонента, других направлений деятельности организации. После вашей отставки с этого поста ваши взгляды по этому вопросу изменились?
Артур Багдасарян: Должен сказать, что, уходя с поста секретаря СНБ Армении, я продолжаю свое членство в СНБ Армении. То есть, как вы видите, я не ушел с этого поля. Что касается взглядов, то нахожу, что Армения является одним из учредителей и наиболее активных членов ОДКБ - организации, в которой страны - члены ОДКБ при необходимости могут прийти на помощь друг другу. ОДКБ и армяно-российское сотрудничество являются одной из важнейших составляющих безопасности Армении. Я всегда выступал с позиций укрепления и усиления ОДКБ, так как ОДКБ как военно-политический альянс может играть важную роль не только с точки зрения обеспечения безопасности стран - членов ОДКБ, но и с точки зрения обеспечения региональной, международной и глобальной безопасности. Поэтому в бытность свою на посту секретаря СНБ я выступал с многочисленными инициативами углубления сотрудничества между странами - членами ОДКБ. Именно в ту пору в Армении были созданы совместные армяно-российские предприятия в сфере военно-промышленного комплекса, мы были в очень тесном сотрудничестве с секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей, директором ФСКН В.П. Ивановым, директором ФСВТС А. В. Фоминым и другими государственными структурами. Нашей целью являлось развитие сотрудничества не только в двухстороннем формате, но и в многостороннем формате ОДКБ, и результаты есть. Ныне ОДКБ представляет собой намного более серьезную военно-политическую единицу, чем несколько лет назад, и это благодаря работе наших партнеров и друзей. Хочется сказать слова похвалы в адрес генерального секретаря организации, который своими упорными усилиями развивал многочисленные составляющие деятельности, в том числе военно-воздушную, миротворческую и т.д. За последние годы организация усилила свои позиции по противодействию новым вызовам и угрозам, включая борьбу с терроризмом, киберпреступностью, незаконным оборотом наркотиков и т. д.
Со 2 января 2015 года Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза. В связи с этим в Армении есть и определенные критические высказывания, и положительные отзывы. Каково ваше видение по этому вопросу?
Артур Багдасарян: Конечно, различные комментарии по поводу вступления Армении в ЕАЭС имеют место быть. Но надо понимать, что страны ЕАЭС, и в частности Россия, были и остаются одним из основных экономических партнеров Армении. В Армении функционируют более 1500 совместных со странами - членами ЕАЭС предприятий, в которых доминирующую часть составляют армяно-российские предприятия. Эти предприятия функционируют в таких сферах, как энергетика, газотранспортная система, телекоммуникации, транспорт, легкая промышленность и другие. И естественно, что для каждой страны первоочередной задачей является укрепление и развитие экономики, создание единого и конкурентоспособного экономического пространства. По этим причинам я считаю, что вступление Армении в ЕАЭС отвечает интересам Армении. Здесь имеются многочисленные возможности, которые используются не в полном объеме, но я уверен, что постепенно параллельно с усилением ЕАЭС роль Армении будет расти, что связано также и с тем, что Армения будет председательствовать в ЕАЭС и ОДКБ, а ее представители занимать важнейшие посты в структурах этих организаций. Также необходимо диверсифицировать экономический потенциал Армении. В частности, сегодня на самых высоких уровнях говорится об укреплении торговых отношений между ЕАЭС и ЕС, и я думаю, что здесь также имеется нераскрытый потенциал. В частности, используя тот фактор, что Армения является членом Восточного партнерства ЕС и имеет общую с Евросоюзом систему льгот в сфере торговли (GSP+), возникают более широкие возможности для стран ЕАЭС для проникновения на рынок ЕС. Открываются также большие возможности для сотрудничества с Ираном как с крупным региональным игроком, учитывая наличие армяно-иранской границы, заинтересованность Ирана в развитии торговли с ЕАЭС. В этих контекстах Армения имеет большие возможности для укрепления своего экономического потенциала.
Есть ли у вас свое видение решения проблемы нагорнокарабахского конфликта?
Артур Багдасарян: Карабахская проблема является сложнейшей на протяжении двух десятков лет, и я выступаю за то, чтобы она имела свое решение. Для этого мы должны идти по пути взаимоприемлемых взаимных уступок, так как взаимоприемлемые взаимные уступки намного важнее и эффективнее бессмысленного противостояния. Считаю, что формат Минской группы ОБСЕ действует эффективно и результативно, но здесь тоже нужны новые подходы.
Как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в Кавказском регионе?
Артур Багдасарян: Кавказский регион очень сложный, он своеобразный перекресток, где, с одной стороны, есть очень много интересов и возможностей, с другой стороны, много проблем и разногласий и здесь нужны мудрые, взвешенные подходы, которые должны базироваться на мире и сотрудничестве. Что касается моей позиции, то общественно-политическое объединение "Армянское возрождение", возглавляемое мною, выступает за укрепление мира и безопасности в регионе, постепенную нормализацию отношений с соседями. В данном контексте мы считаем важным также углубление отношений с нашим южным соседом - Ираном, учитывая его огромный потенциал. Мы также считаем, что Армения совместно с Россией и другими партнерами должна дать толчок запуску новых интересных глобальных и региональных программ сотрудничества, так как если страны находятся в трудной ситуации, то во имя политических, социально-экономических интересов необходимы инновационные решения, нестандартные подходы, амбициозные проекты.
Что вы думаете о существующем уровне армяно-российских отношений?
Артур Багдасарян: Зарождение русско-армянских отношений восходит к глубине веков. Исраэлу Ори - выдающемуся армянскому патриоту, полковнику русской армии, посвятившему жизнь освобождению своего народа, не довелось увидеть завершение начатого им дела. Но он расширил и укрепил русско-армянские политические связи, создав этим реальные условия и предпосылки для освобождения Армении от многовекового тяжелого гнета ханов, беков и пашей. Армяно-российские отношения всегда были, есть, уверен, и впредь будут на очень высоком уровне. Россия многократно была рядом с армянским народом в тяжелые для него времена. Армения тоже как стратегический партнер при надобности всегда была бок о бок с Россией. Совпадение геополитических интересов двух государств в новых условиях вывели Россию и Армению на новый уровень стратегического партнерства и союзнических отношений, которые поступательно развиваются вот уже более 20 лет. Армяно-российские отношения основаны не только на прочном фундаменте межгосударственного сотрудничества: в их основе лежит проверенная временем традиционная дружба наших народов, при поддержке которых воплощаются в жизнь новые перспективные проекты. Российская Федерация играет весомую роль в поиске путей урегулирования нагорнокарабахского конфликта, а также в вопросе сохранения стабильности в нашем регионе. В свою очередь Армения продолжает наращивать эффективное взаимодействие в рамках международных и региональных организаций. Мы ныне сотрудничаем в рамках ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, многочисленная армянская община России также способствует этому. Неоднократно высказывал мнение, что армяно-российские отношения являются неоценимой гарантией безопасности Армении. Следует отметить, что как Российское государство, так и компании владеют в Армении значительным экономическим потенциалом, в частности предприятиями в сферах энергетики, транспорта, высоких технологий и т. д., которые, к сожалению, в большинстве своем пока функционируют не в полную силу своих достаточно высоких возможностей. Думаю, что и у России, и у Армении есть еще и много нереализованных возможностей для более интенсивного развития армяно-российских отношений. Мы выступали и выступаем за последовательное углубление и развитие армяно-российского сотрудничества.
Как вы знаете, подход России к борьбе с террористической группировкой "Исламское государство" резко изменился. Как вы оцениваете политику, проводимую Россией по отношению к ИГИЛ?
Артур Багдасарян: Быстрые, территориальные охваты в Ираке и Сирии в течение первой половины 2014 года в совокупности с осужденными международным сообществом жестокостью и нарушением прав человека, а также боязнь дальнейших неожиданных последствий гражданской войны в Сирии вынудили многие страны начать мероприятия против ИГИЛ. Ради справедливости должен сказать, что только Россия выступила с реальным предложением о создании широкой коалиции по борьбе с ИГ в Сирии в начале сентября. После последних терактов в Париже, которые потрясли Францию, даже оппоненты России наконец-то поняли: ИГИЛ - могущественная сила и мировое зло. Террористические атаки в Париже еще одно оплаченное жизнью ни в чем не повинных людей подтверждение того, что терроризму неведомы границы. Это зло выходит из логова, где зародилось, и становится вездесущим. Что касается моей оценки проводимой Россией политики, то в этой области ответ однозначен - позитивно, и на эту тему вообще можно и не продолжать. Владимир Путин в третий раз в рейтинге Forbes стал самым влиятельным в мире политиком. Оценка деятельности президента РФ - это и оценка России, и его политики в мире в целом. Как вы понимаете, этим все сказано.