В "РГ" обсудили новый регламент выдачи водительских прав
Эксперты считают, что новый регламент для сдачи экзамена на получение водительских прав необходим как воздух. Все очень ждут появления этого документа. Потому что, по словам Татьяны Шутылевой, благодаря реформе, которая началась в 2013 году, к концу 2015 года удалось резко сократить количество малоквалифицированных водителей, которые выезжают на дороги страны. Так по статистике за первые девять месяцев этого года количество ДТП с начинающими водителями сократилось на 33,8 процента, с водителями мопедов и приравненных к ним транспортных средств на 46,5 процентов. Но в регламенте существует целый ряд недоработок, который очень волнует профессиональное сообщество.
- Первое, что вызывает озабоченность - это то, что административным регламентом не установлен срок предоставления государством услуги в целом, а только отдельных ее частей, - прокомментировала Татьяна Шутылева. - Что это значит. На каждый теоретический экзамен и практический экзамен на площадке в условиях реального дорожного движения отводится по часу и 15 минут на прием документов. То есть 3 часа 15 минут, но в документе ничего не говорится о том, сколько времени занимает переход от одного этапа экзамена к следующему. И сколько эта процедура займет в целом времени. Не секрет, что сейчас экзамены иногда начинаются с утра и заканчиваются поздно вечером. И, собственно говоря, эта процедура довольно емкая по времени. Хотелось бы, конечно, чтобы в новом документе четко было оговорено время при успешной сдаче всех трех этапов экзамена, сколько займет эта процедура в целом. Иначе, на наш взгляд, это возможность для возникновения коррупционной составляющей.
Второе, что по мнению экспертов является значительной недоработкой, - то, что не предусмотрена никакая, даже оценочная, норма по взаимодействию с автошколами и возможность приема экзамена с использованием учебно-материальной базы образовательных организаций. Здесь надо отметить, что в постановлении правительства "№1097 - правила сдачи экзаменов" эта норма предусмотрена, но в регламенте не описана пошагово процедура: как и при каких условиях экзаменатор может выйти, каким образом будет осуществляться проверка, насколько база соответствует экзаменационным требованиям и т.д.
Также, из текста регламента совсем не понятно, кто будет отвечать за безопасность во время проведения экзамена, ведь, по словам эксперта в экзаменационном транспортном средстве не допускается присутствия никого, кроме кандидата в водители, а случаи бывают разные. В качестве примера Татьяна Шутылева привела историю, которая произошла на экзаменационной площадке в январе 2015 года в Новороссийске.
- Там женщина перепутала газ с тормозом, не справилась с управлением и въехала в бетонный забор, - рассказала она. - В итоге сама кандидатка получила переломы ребер и разбила машину. На мой взгляд, такие инциденты можно и нужно предотвращать.
Помимо всего прочего, считает Николай Виблый, необходимо усовершенствовать регламент по части сроков, в течение которых ученик может сдавать экзамен после окончания автошколы.
- То есть с введением данного регламента у людей, которые прошли обучение до 12 августа 2014 года, право сдавать экзамен теряется. Допустим, девушка у меня отучилась в школе, ушла в декрет, три года по уходу за ребенком сидит, приходит и что, ей учиться по новой? Это опять же нарушение прав, - рассказывает он.
Но несмотря на недостатки, которые, по мнению экспертов непременно будут устранены, в целом данный регламент все считают нужным и важным документом, который позволит в том числе и отечественной образовательной системе выйти на принципиально новый уровень.
- Хотя данный документ не относится напрямую к компетенции Министерства образования и науки РФ, активное участие в его составлении принимали все, в том числе и профессиональное сообщество, к мнению которого активно прислушивалось министерство, - констатировала Лариса Шмелькова.