Многие из отечественных управленцев грешат публичными порками. Байки о том, как менеджеры кричат на подчиненных с пеной у рта и это приводит к потрясающим результатам, переходят из уст в уста. Один из самых известных в мире "психов" - легендарный Стив Джобс. Говорят, будто он неистово орал на сотрудников, заставляя работать на износ. И люди выдавали поразительные прорывы. "Мне не кажется, что я такой уж хам и тиран, но если что-то получилось плохо, я говорю об этом человеку в лицо. Мой долг - быть честным. Свои суждения я беру не с потолка - и обычно оказываюсь прав", - говорил Джобс. Другая легенда об американском кинорежиссере Орсоне Уэллсе гласит, что тот перед началом съемок всегда брал сотрудников "на убой", чтобы в первые же дни уволить. В итоге остальной персонал испытывал панический страх перед боссом, без промедлений выполняя его малейшие распоряжения.
Подобный стиль управления можно называть как угодно - тираническим, авторитарным или манипулятивным, - но факт остается фактом: испытывая огромный стресс, люди готовы буквально прыгнуть выше головы. Но можно ли играть с эмоциями и нервами подчиненных, допустимо ли такое манипулирование людьми? "Рассуждать о допустимости или недопустимости эмоций на работе не совсем корректно, - полагает Алексей Аверьянов, директор по персоналу компании "Ecco Shoes", член НП "Эксперты Рынка Труда". - Людям трудно контролировать использование эмоционального ресурса в рабочих ситуациях, и хотя многие компании пытаются научить сотрудников управлять своими эмоциями, направляя их на коммуникативные тренинги или вовлекая в мероприятия корпоративной культуры, зачастую эти меры не приносят нужного результата. Более того, все мы знаем, что есть существенное отличие в корпоративных культурах российских и европейских компаний, и зачастую "корни" растут из понимания своего эмоционального ресурса. Как принято говорить: "Русский человек может любить и ненавидеть. А европеец умеет в основном уважать". Поэтому на работе не только допустимы, но и крайне желательны эмоции".
Во многих российских организациях топ-менеджеры имеют фактически божественный статус. Кого-то из них приветствуют коллективным вставанием, а кого-то и троекратным "Ура!". Говорить о том, чтобы возразить такому управленцу, даже не приходится. "В моей практике был такой случай, когда после публичной порки у руководителя начальник одного из отделов вышел из кабинета, схватился за сердце и осел прямо у меня в приемной, - рассказала "РГБ" секретарь президента одной из корпораций. - Человек умер, а никто вроде и не виноват".
Авторитарный стиль руководства характерен для отечественных руководителей, подтверждает психолог Сергей Ениколопов: "Конечно, встречается он и в других странах, но западники стараются сдерживать свои эмоции. Наших никто не учит, особенно если они еще и владельцы компании. Вообще, агрессия в сторону подчиненных - не самый лучший способ руководства, если такой стиль и приносит успех, то только кратковременный. Это приводит к тому, что команда объединяется против жертвы и жертва уходит".
Сами менеджеры в один голос твердят, что манипуляции - это отвратительно. Но в реальности большинство из них при помощи ряда уловок, например "контролируемой истерики", подстегивают разработку сложных проектов, особенно в ограниченных временных рамках, когда некогда излагать мотивы своих действий. У сотрудников трясутся поджилки, они уверены, что начальник тиран или сегодня просто плохой день по гороскопу, но что делать в такой ситуации? "Мы переживаем потому, что считаем, что это относится к нам, что начальник кричит на нас и нами недоволен. Что мы и наши действия вызвали такой поток негатива. Тогда как такой яркий эмоциональный фон не имеет к нам отношения. Просто у начальника есть свои проблемы. И если вы сможете это увидеть, заметить, осознать (особенно если догадаетесь, какие это проблемы), то тогда вы сможете пожалеть его в глубине души, - советует Мария Архангельская, психолог, мастер НЛП, специалист по работе с травмой, телесно-ориентированный психотерапевт. - И станет гораздо легче. Помните - крик не имеет отношения к вам, любую проблему можно обсудить цивилизованно, и это показатель профессионализма".
Вопрос допустимости или недопустимости игр с "эмоциями и нервами" подчиненных, стремясь их вдохновить, лежит в рамках корпоративной культуры компании и ценностей сотрудников и акционеров. "Если это допустимо в рамках корпоративной культуры, то почему бы и нет? Но мой опыт руководителя не позволяет мне использовать такие манипуляции, - говорит Алексей Аверьянов. - Мы легко можем потерять доверие ради какой-то сиюминутной выгоды. Сотрудники это понимают и легко чувствуют фальшь и обман. Очень трудно найти ту грань, за которой эти психологические приемы будут восприниматься как адекватные с учетом сложившихся обстоятельств. Именно поэтому руководителю крайне важно выражать свои эмоции, но делать это контролируемо, чтобы сотрудники могли его понять".