Россияне позволили роботам давить собак, но не людей
В опросе приняли участие 80 тысяч жителей 47 регионов России. Им было предложено выбрать оптимальные действия беспилотного автомобиля при выходе на проезжую часть пешеходов или животных. В случае с людьми предлагалось три варианта действий:
- продолжить движение и совершить наезд на пешеходов;
- объехать людей по встречной полосе через двойную сплошную и совершить лобовое столкновение с движущимся навстречу автомобилем;
- съехать в кювет, понимая, что это неминуемо приведет к критическим для жизни и здоровья травмам пассажиров авторобота.
25,73 процента опрошенных высказались за продолжение движения, 3,28 процента считают, что лучше объехать пешеходов по "встречке", а 70,99% респондентов уверены, что надо сворачивать в кювет. Последний вариант вызвал у интервьюируемых наибольшую сложность, поскольку многие сочли, что таким образом в робота закладывается программа самоуничтожения в критической ситуации вместе с пассажирами - вместо того, чтобы найти способ безболезненно сохранить жизни выбежавших на дорогу людей.
595 участников исследования предложили искусственного интеллекту авторобота действовать в зависимости от социального портрета участников ДТП - его они предлагают оценивать путем моментального сбора информации в интернете и соцсетях. "К примеру, если в беспилотнике едет человек с запятнанной репутацией, а на дорогу перед ним выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно отправить машину в кювет", - рассказали в компании.
Другая дорожная ситуация, предложенная на суд общественности, касалась выбежавших на дорогу животных. К упомянутым выше вариантам действий здесь добавился четвертый: тормозить, спровоцировав столкновение с идущим сзади автомобилем. Здесь мнения разделились почти поровну: 55,15 процента респондентов советовали задавить гипотетическую собачку, 40,09 - тормозить. 4,22 высказались за кювет, 0,54% выехали бы на "встречку".
К самым отчаянным действиям в описанной ситуации - т.е. опрокидыванию в кювет либо выезду на встречную полосу и лобовому столкновению, - склонны женщины 31-50 лет с высшим образованием, заметили в Cognitive Technologies. Ни один из опрошенных пенсионеров не выбрал вариант с грубым нарушением ПДД (выезд на встречную полосу через двойную сплошную).
- Полученные в ходе исследования результаты мы предполагаем использовать для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля как во время испытаний, так и впоследствии, на дорогах общего пользования, - рассказала глава компании Ольга Ускова.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews