Начало было положено в 70-е годы прошлого века в США. Обычная домохозяйка из Пенсильвании Хелен Харрис узнала, что неизлечимо больна и что ей угрожает слепота. Более того, то же наследственное заболевание было обнаружено и у двоих ее сыновей. Она решила основать благотворительный фонд, чтобы финансировать разработку лекарства, которое бы могло помочь ей и таким, как она. В поисках благотворителей Харрис обратилась в Голливуд, и ей удалось привлечь к ее проекту знаменитых актеров и музыкантов.
Параллельно ей пришла в голову еще одна мысль: "переложить" кинофильмы для незрячих людей так, чтобы они могли отслеживать и понимать все происходящее на экране. Для этого весь звуковой ряд фильма - диалоги, фоновые шумы и звуковые эффекты - дополнялся расширенным текстом "за кадром". К работе над комментариями стали приглашать не только артистов, но и политиков - чтобы привлечь внимание к проблемам инвалидов.
У нас телепередачи (а в последнее время и кинофильмы) "переделывают" пока только под возможности глухих: снабжают субтитрами или сурдопереводом. Но есть и уникальные проекты: в Театре Наций Евгения Миронова поставлен спектакль "Прикасаемые", где на одной сцене с профессиональными актерами играют и слепоглухие артисты. Зрители, не имеющие слуха и зрения, аплодируют актерам способом, который дает им возможность ощущать происходящее: топают ногами. Сейчас Фонд поддержки слепоглухих "Со-единение" расширяет проект: в инклюзивной театральной лаборатории фонда объединились уже три театральные школы - Школы-студии МХАТ, Щукинского театрального института и ГИТИСа. Творческие группы проводят тренинги и готовят эскизы еще трех спектаклей.
Уже почти век трости для слепых окрашивают в белый цвет. Это "усовершенствование" придумал в 1921 году англичанин Джеймс Биггс, лишившийся зрения после несчастного случая. Однажды, гуляя в темное время суток, он чуть не попал под машину - водитель его не увидел. И тогда бывший фотограф Биггс вспомнил, что белый цвет виден даже в полной темноте, и попросил перекрасить его трость. Через десять лет во Франции уже законодательно закрепили обязанность граждан и транспорта уступать дорогу и помогать человеку с белой тростью. Скоро белая трость стала международным символом, и с 1970 года в знак поддержки незрячих людей отмечается Международный день белой трости.
В нашей стране, впрочем, как и в других, постоянно предпринимаются попытки придумать "гаджет", который бы помог слепым лучше ориентироваться в пространстве. Помочь могут особые очки-навигатор, сконструированные учеными Астраханского госуниверситета. На очках установлены ультразвуковые датчики. Сигнал, отражаясь от препятствия, возвращается, и очки начинают вибрировать, предупреждая хозяина об опасности. Синхронизируя очки с мобильным телефоном, на котором есть карта, можно будет заранее прокладывать нужный маршрут. Подобное устройство предложили и разработчики Томского политехнического университета - только в их модели очков используются наушники - они предупреждают о препятствии звуковым сигналом, нарастающим при приближении.
Сделать удобное кресло для людей, которые не могут ходить, задача не из простых: коляска должна быть сразу и легкой, и прочной, и маневренной, и легко управляемой. Одна из первых попыток была предпринята в Англии в 30-е годы прошлого века. Два друга-инженера, Дженнингс и Эверест, один из которых из-за обвала в шахте оказался прикован к постели, дружно думали, как "довести до ума" громоздкую и неповоротливую инвалидную коляску. Они придумали конструкцию из полых стальных трубок, соединенных особыми креплениями. Коляска стала не только легкой, но и складываемой. Она помещалась в автомобиль, и инвалиды смогли путешествовать. Изобретение было очень успешным. Друзья основали компанию, их колясками пользовались Рузвельт и Черчилль.
В нашей стране проблема неуклюжих и тяжелых колясок долгое время оставалась нерешенной. И только в последние годы, благодаря совместному производству с одним из авторитетных европейских производителей, инвалиды-спинальники в России получили возможность пользоваться действительно легкими и удобными колясками. Есть колесные, есть управляемые с помощью рычагов, есть коляски на электроприводе. Выбор большой.
При всем их разнообразии большинство колясок способны двигаться только по ровной дороге. Лестницы, высокие пороги, бордюры, неровности становятся для них непреодолимым препятствием. Не случайно одна из задач программы "Доступная среда" - сделать тротуары и улицы наших городов с пологими съездами, оснастить подъезды и входы в здания пандусами. В то же время именно в нашей стране впервые изобретена "шагающая" коляска, или "коляска-ступенькоход". Благодаря уникальной конструкции человек на такой коляске передвигается по городу, поднимается по лестницам и не требует помощи сопровождающего.
Многие изобретения для инвалидов появляются потому, что "несчастье помогло". В 1997 году израильский физик Амит Гоффер попал в тяжелую аварию. Он выжил, но из-за повреждения позвоночника у него полностью парализовало ноги и частично руки. 10 лет ученый работал над конструкцией, которая бы помогла ему не просто ездить сидя, а передвигаться на своих ногах. Помогали израильтянину волонтеры и спонсоры из разных стран. В 2007 году миру был презентован первый экзоскелет ReWalk - особый "корсет", обхватывающий тело и ноги, который позволяет парализованному человеку не только держаться прямо, но также стоять и ходить. Чтобы сделать шаг, человек опирается на костыли, компьютер получает сигнал и отправляет команду ножным каркасам, которые и делают шаг. Более поздние модели позволяют ходить быстрее, садиться и подниматься по лестнице. Но сам изобретатель своим экзоскелетом не пользуется - нужны сильные руки, а они у Гоффера по-прежнему частично парализованы. Ученый продолжает совершенствовать свое устройство. Правда, стоит оно дорого - 80 тыс. долларов, а потому доступно очень немногим.
В России идет работа над собственным экзоскелетом. У нас он называется "ЭкзоАтлет". Авторы идеи получили грант в Сколкове и сделали опытный образец. В ближайшее время должны начаться его клинические испытания. В случае успеха экзоскелет будет запущен в серийное производство и станет использоваться для реабилитации "спинальных" и инсультных больных.
Андрей Косов, замруководителя Департамента страхования профессиональных рисков ФСС РФ:
- Высокофункциональные протезы с внешним источником питания - это изделия, состоящие практически на 100% из импортных материалов и комплектующих. Причем до 80% от стоимости протеза - это цена прав собственности (интеллектуальное право) на программное обеспечение и технические решения, и они принадлежат иностранным компаниям. Таким образом, высокая стоимость подобных изделий в России неизбежна.
Сегодня в нашей стране производство "умных" электромеханических протезов начинает развиваться. Перед разработчиками ставится задача создать изделия на уровне зарубежных аналогов, но значительно более дешевых. Некоторые модели уже проходят сертификацию и в следующем году должны поступить в производство. Например, электромеханический протез руки с системой мио-управления. Он работает от импульсов, считываемых с мышц руки человека. Пальцы сгибаются по отдельности. В результате протез позволяет выполнять большинство необходимых движений: взять предметы различной конфигурации, поднести, повернуть кисть.
В Минпромторге России создана рабочая группа по вопросу расширения производства продукции для инвалидов и пожилых, в ее работе принимают участие специалисты Фонда социального страхования РФ.