Новости

Дешевые легковые автомобили плохо продаются даже в кризис
 Фото: Михаил Мордасов / РИА Новости www.ria.ru
Фото:
Цены на новые автомобили в России за последние полтора года выросли на 35 процентов, а их продажи за этот период упали почти на 45. Ничего удивительного в этой статистике нет, поскольку доллар, от которого во многом зависит себестоимость машин, за тот же срок подорожал примерно вдвое, а евро - на 70 процентов. Куда более странной кажется другая тенденция: хотя россияне стали реже покупать авто, довольствоваться самыми доступными марками они не собираются.

Согласно данным агентства "Автостат", обзавестись новым автомобилем в 2016 году намерены 32 процента россиян - на 12 меньше, чем год назад. Причиной отказа от желанной покупки большинство предсказуемо назвало ситуацию в экономике - дескать, сейчас не время для серьезных покупок. А около половины опрошенных признались, что на машину у них банально не хватает денег.

Но на какую машину?! Когда тем же респондентам задали вопрос, сколько же они готовы потратить, ответы получились противоречивыми. Так, особенно востребованным оказался сегмент от одного до полутора миллионов рублей, на который указал каждый пятый. Немало желающих отдать за авто свыше полутора миллионов - в общей сложности четверть. А вот в наиболее экономичном сегменте - до 400 тысяч рублей - что-то присмотреть смогли бы только 4 процента опрошенных. Теорию подтверждает и практика: в 2015 году самыми продаваемыми оказались автомобили, которые стоили от 500 до 800 тысяч рублей, а единственным сегментом авторынка, на котором сразу несколько брендов добились положительной динамики, стал премиальный.

В то же время в автосалонах можно найти новые машины в пределах 400 тысяч. Есть даже небольшой выбор. В этом списке, например, полюбившийся автоледи ситикар Daewoo Matiz, который теперь продается и под брендом Ravon, несколько китайских моделей с богатым набором опций, включая умные системы торможения, кондиционеры, бортовые компьютеры и парктроники, а также начальные версии французского хэтчбека Renault Sandero и отечественного седана Lada Granta.

Две последние модели, между прочим, входят в число бестселлеров рынка, а Granta и вовсе удерживает титул самой востребованной машины в стране. Однако происходит это, разумеется, за счет более дорогих комплектаций. Тем любопытнее на этом фоне решение АвтоВАЗа начать продажи еще и ультрабюджетной Lada Priora. Относительно популярному и по прежней цене автомобилю оставили маломощный мотор, простую отделку салона и скромный список опций, в котором нет даже кондиционера. В результате он подешевел почти на 50 тысяч рублей и вошел в число самых доступных. "Lada Priora в новой версии - это реакция компании на изменения авторынка", - подчеркнули в Тольятти, дав понять, что видят перспективы позиционирования в самом экономичном сегменте.

"Lada Granta - одно из лучших предложений в классе на сегодня. Автомобиль постоянно модернизируется и совершенствуется. Но из-за этого растет его стоимость, и покупателю психологически сложнее платить более высокую цену за машину, которая еще вчера была самой доступной на рынке. В этом смысле идея с переводом бывшего флагмана Lada Priora в ультрабюджетный сегмент может сработать, - полагает региональный директор "Русского АвтоМотоКлуба" Николай Степанов. - Покупателям из небогатых регионов, где марка по-прежнему очень популярна, будет интересна возможность приобрести автомобиль, обладающий определенным статусом, за минимальную сумму".

В то же время большинство других опрошенных "РГ" экспертов в рыночном успехе Priora не уверены, полагая, что в лучшем случае удастся остановить падение ее продаж. "Сам АвтоВАЗ делает акцент на продвижение средней ценовой категории. Для этого компания инвестирует, например, в изменение внешнего вида дилерских центров", - отмечает гендиректор компании "Правильная цена" Татьяна Абрамова.

Но почему же бросовые, по меркам рынка, цены не могут обеспечить повышенный интерес к модели даже без видимых маркетинговых усилий? Аналитики пришли к выводу, что потребительское поведение на рынке в условиях снижения покупательской способности существенно изменилось. "Ключевым фактором становится цена. Выбор автомобиля в большинстве случаев происходит не по принципу "что бы мне хотелось", а по принципу "что я могу". Лояльность к бренду и дилеру отходит на второй план", - отмечают в "Автостате".

К процессу выбора и покупки автомобиля наши соотечественники теперь подходят основательнее. Учитывают, например, будущие эксплуатационные расходы. И зачастую именно этот аспект заставляет отказаться от выбора даже неплохой китайской машины - из-за сложности приобретения нужных автозапчастей и ее обслуживания.

В итоге фокус покупателей сместился в более низкие сегменты: из премиального - в средний, из среднего - в бюджетный. Но продолжить этот логический ряд, как выяснилось, нельзя: "В бюджетном сегменте люди либо вовсе отказываются от покупки, либо рассматривают приобретение автомобиля с пробегом".

Инфографика "РГ" / Мария Пахмутова / Елена Березина