08.06.2016 21:50
Поделиться

В прокат вышел триллер "Чистое искусство" Рената Давлетьярова

Фотограф Александра (Анна Чиповская) обнаруживает своего бойфренда Андрея (Петр Федоров) застреленным в собственной квартире.

Андрей был успешным художником-абстракционистом, чьи работы продавались за хорошие деньги. Однако были у него, видимо, и еще какие-то не вполне легальные способы заработка. Об этом девушка начинает догадываться буквально сразу же, обнаружив, что после устранения Андрея следующей жертвой вполне может стать она сама. По крайней мере охотящийся за ней мужчина с бесцветным и решительным лицом настроен явно серьезно. На полицию надежды нет никакой - Александре предстоит провести собственное расследование убийства своего жениха.

Пять лет назад Ренат Давлетьяров после многих лет продюсирования фильмов впервые сел в режиссерское кресло, чтобы собственноручно снять комедию "Моя безумная семья". Дебют он, видимо, счел вполне удачным опытом, потому что с тех пор не проходит и года, чтобы он не представил зрителям свой очередной режиссерский опыт. Однако и его продюсерские, и режиссерские проекты всегда объединяют несколько общих качеств. В первую очередь это всегда жанровые картины, скроенные по среднеголливудским лекалам. Давлетьяров хорошо представляет себе аудиторию современных мультиплексов и пытается говорить с ней на знакомом ей языке. При этом режиссер явно не готов совсем уж идти на поводу у публики, поэтому он довольно сильно рискует и запускает не самые однозначные с точки зрения потенциальной кассы проекты.

"Чистое искусство" - как раз из таких проектов. Его жанр заочно выглядит довольно интригующе - это триллер о махинациях в сферах искусства. Рекламный слоган картины "Чистое искусство требует жертв" тут вполне уместен - в придуманном Давлетьяровым мире аукционов, масла и холстов кровь льется рекой, а до финальных титров доживает хорошо если треть основных героев.

Нужно признать, что режиссерская ипостась Давлетьярова к пятой картине прокачалась до вполне кондиционного уровня - "Чистому искусству" не откажешь ни в логике повествования, ни в умении держать нужный уровень саспенса, ни даже в нужной толике саркастического юмора. Обратите, например, внимание, про кого именно говорит в своем финальном пассаже об алчности и глупости один из главных героев.

Однако тут хватает и шероховатостей, а порой и откровенной небрежности. Попытка придать персонажам глубины заканчивается ничем. Скажем, зрителю тут несколько раз настойчиво объясняют, что Александра росла в детдоме, но никакой особенной смысловой или сюжетной нагрузки это обстоятельство не несет. Также не особенно важной оказывается сюжетная линия с увольнением главной героини из журнала, случившееся за два года до начала рассказываемой в фильме истории. Современные события часто перемежаются флэшбеками, которые вроде бы должны пролить свет на детективную интригу.

И небольшая часть из этих флэшбеков действительно работают по назначению. Остальные же представляют собой не самые выдающиеся постельные сцены с участием Анны Чиповской и Петра Федорова. И несмотря на то что сделано это отнюдь не без вкуса, повторение слабо движущих сюжет эпизодов в итоге вызывает ощущение раздутого хронометража - "Чистое искусство" при желании вполне могло бы быть минут на 15 короче, и никто бы от этого не пострадал.

В каком-то смысле "Чистое искусство", как и многие другие проекты Давлетьярова (будь то режиссерские или продюсерские), можно рассматривать в широком контексте попытки пересадить условный западный киноязык на отечественную почву. Давлетьяров, как и некоторые другие продюсеры, полагает, что язык жанра (в данном случае - триллера) универсален и может быть без проблем привит к любой кинотрадиции. И отчасти это, конечно, правда. У этой правды, впрочем, есть и другая сторона. Ведь если использовать только готовые решения, превратившиеся от частого употребления в жанровые клише, велик шанс снять среднестатистический продукт, который мало чем будет отличаться от своих малобюджетных посредственных родственников из того же Голливуда.