Данный вопрос в сферу политики и государственного управления был инкорпорирован из сферы экономики, бизнес-среды. Именно в бизнесе важно соблюдать правило эффективности. Именно эффективный бизнес грамотно расходует ресурсы с целью увеличить доходы с минимальными издержками.
Проблема эффективности, то есть целевого и стратегически выгодного "расходования средств", стоит практически перед всеми странами мира, включая наиболее развитые державы, долгое время считавшиеся эталоном общественно-политической организации. Основная причина данной проблемы заключается в том, что система государственного управления на национальном уровне была разработана прежде всего для решения социальных, экономических и политических запросов, генерируемых в рамках подотчетной национальной территории.
Через сети, которые существуют сегодня на глобальном уровне, проблемы, берущие свое начало в одном государстве, моментально распространяются на территории других стран и переходят в разряд системных кризисов. Важным параметром современных вызовов является их стремительность, быстрота распространения. Классические политические институты, структурно перегруженные, не успевают отвечать на данные вызовы, что приводит к усугублению кризисного положения.
Речь идет не только о чрезмерной забюрократизированности политического процесса, но и о элементарной перегрузке органов государственной власти сотрудниками (структуры, в которых 150 000 сотрудников, не могут быть оперативны).
С целью создания более гибких структур для выполнения задач государственного управления в ряде западных стран в 70-е годы начала развиваться модель независимых или полуавтономных административных единиц (на уровне теории данные модели описываются сетевым подходом - social network theory). Данные структуры обладают широкой автономией от правительства и создаются для решения задач или проблем, решение которых представляется затруднительным в рамках традиционных институтов исполнительной власти.
Во Франции такого рода структуры - Autorit administrative indpendante (AAI) - являются структурами чаще небольшого размера (одно из самых крупных, Autorit des marchs financiers - Управление финансовых рынков - насчитывает 450 сотрудников). AAI выполняют узкую функцию во избежание проблем пересечения компетенций и возможных конфликтов с правительством. Чаще всего регулируют определенный сектор или направление деятельности.
В Великобритании своего рода "гибкие структуры" QUANGO (quasi-autonomous non-governmental organization) оказывают государственные услуги, выполняют регулятивные и консультативные функции. В 2010 году такого рода структур насчитывалось более 700.
В США функционируют Independent Agencies and Corporations, которые представляют собой большие административные единицы, сопоставимые с традиционными министерствами и ведомствами как по количеству сотрудников и бюрократической организации, так и по широте вопросов, находящихся в их ведении. Единственным отличием от министерств является независимый от федерального правительства статус.
На фоне целого ряда политических организаций в России сегодня активно выделяются структуры нового типа, задача которых - защита интересов гражданского общества, работа по текущей социально-политической повестке. В этих структурах есть ряд инноваций, которые принципиально отличают их от организаций старого типа.
Во-первых, в структурах нового типа отсутствует бюрократия.
Во-вторых, эти структуры управляются за счет небольших административных аппаратов.
В-третьих, такого рода организации обладают "ядром", вокруг которого выстраиваются так называемые "сателлиты", направленные на выполнение конкретных задач и функций. По мере выполнения задач "сателлиты" могут быть преобразованы или вовсе выведены из "орбиты" своей деятельности.
В качестве объяснения модели отношения "ядра" и "сателлитов" можно использовать матричный подход в управлении, во многом совпадающий с сетевым подходом. В таком управлении ставка делается на узкоспециализированные подразделения, каждое из которых выполняет свои функции исходя из поставленных руководством организации задач. Распределение конкретных задач между отдельными проектными подразделениями и профильными организациями подразумевает наиболее профессиональное исполнение.
По схожей структуре сейчас выстраивается общество "Знание". Формы и методы управления в обществе отвечают самым современным стандартам менеджмента. Общество организует дистанционное обучение штатных сотрудников современным методам управления; активно привлекает к работе молодых специалистов; проводит научно-практические и научно-методические конференции по вопросам управления в просветительской деятельности. Именно такие подходы позволят избежать бюрократизации и рутинизации работы общественной структуры и, напротив, максимально широко и эффективно использовать потенциал научного сообщества и некоммерческих организаций, а также энергию общественных коммуникаций, гражданской активности.
В рамках общества "Знание" планируется образовать 11 институтов.
Такая система работы общества соответствует современным стандартам и принципам построения эффективных организационных и коммуникативных структур нового типа, работающих не линейно и в текущем режиме, а действующих на уровне смыслов, способных моделировать тенденции развития.
Другая структура гражданского общества, выстроенная по матричному принципу управления, - Общероссийский народный фронт (ОНФ). ОНФ - организация, у которой нет заскорузлой бюрократии, раздутой до невероятных размеров. Организация управляется Центральным штабом, исполкомом и Центральной ревизионной комиссией. Большинство актуальных задач выполняют "сателлиты" ОНФ - исследовательские центры, институты, фонды, НКО.
Например, Центр независимого мониторинга исполнения указов президента РФ "Народная экспертиза" структурно в ОНФ не входит, однако является успешно действующим проектом, выявляющим недочеты в ходе исполнения указов президента.
Сеть ОНФ активно работает в регионах. Региональные отделения ОНФ выполняют задачи как Центрального штаба, так и "сателлитов". За каждую задачу в ОНФ отвечают специалисты конкретного направления.
Такое распределение ответственности объясняется не только гибкостью и широтой функционала, но и тем, что подобная структура позволяет наиболее эффективно расходовать ресурсы.
Опыт финансового кризиса дает понять, насколько необходимо сегодня наличие структур, способных к оперативной реакции по самым разным вопросам.
Современная система государственного и политического управления должна состоять из структур самого разного типа: традиционных ведомств, осуществляющих текущую работу; более узких надзорных органов и регуляторов для контроля за отдельными секторами/рынками, а также гражданских организаций, построенных по сетевому принципу.