Второе уголовное дело возбуждено по факту гибели детей в Карелии. Оно касается действий чиновников, которые знали, что лагерь надо было закрыть еще в прошлом году. Первым задержанным оказался руководитель управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Анатолий Коваленко.
В поисках причин страшного несчастья на карельском озере Следственный комитет РФ вчера возбудил второе уголовное дело. На этот раз по статье "халатность". Вот что рассказал корреспонденту "РГ" официальный представитель ведомства Владимир Маркин:
- Наряду с установлением фактических обстоятельств трагедии не менее важно выяснить и ее первопричины, которые, на наш взгляд, находятся в сфере организации детского отдыха. В рамках этой работы Главным следственным управлением СК возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц). Санкция этой статьи предусматривает наказание вплоть до 7 лет лишения свободы.
И спустя пару часов после этого заявления стало известно первое имя ставшего подследственным чиновника. По делу о гибели детей на Сямозере задержан руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Анатолий Коваленко. Именно в его действиях следователи усматривают халатность.
По данным следствия, в 2015 году в региональное управление Роспотребнадзора, а также органы государственной исполнительной власти неоднократно поступала информация о многочисленных нарушениях законности, допускаемых руководством ООО "Парк-Отель "Сямозеро".
Маркин уточнил: речь шла в том числе и о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей. Несмотря на это, Коваленко и его подчиненные в течение года не приняли никаких мер в пределах своих полномочий в отношении руководства ООО "Парк-Отель "Сямозеро". Под такими мерами следствие понимает либо приостановление деятельности, либо закрытие лагеря.
В общем, несмотря ни на какие жалобы, "Парк-Отелю" продолжали выдавать разрешения на проведение летнего отдыха для детей. По версии следствия, именно такое халатное отношение и ненадлежащее исполнение обязанностей Анатолием Коваленко и другими чиновниками стало одной из причин трагедии.
Вчера следователи собрали документы для ходатайства перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении троих фигурантов уголовного дела: директора ООО "Парк-отель "Сямозеро" Елены Решетовой, ее заместителя Вадима Виноградова, а также инструктора Валерия Круподерщикова.
Представитель СК объяснил, что сейчас продолжается проведение следственных действий и сбор необходимых доказательств. Проведены обыски и выемки в ГУ МЧС по Республике Карелия, а также в его подразделении Государственной инспекции по маломерным судам и других учреждениях. Вчера глава СК РФ Александр Бастрыкин прилетел в Карелию, где почтил память погибших детей, и провел оперативное совещание с членами следственной группы. Председатель СК России дал указание подчиненным сотрудникам не только исследовать все обстоятельства произошедшего, но и выяснить причины, способствовавшие трагедии. Он также констатировал, что события на Сямозере выявили отсутствие должного взаимодействия между ведомствами, которые отвечают за здоровье, безопасность и отдых детей, "и это тоже станет предметом расследования".
Дети, отдыхавшие в карельском лагере на берегу Сямозера, вчера вернулись в столицу. 160 мальчишек и девчонок, сверстники тех 14, которые погибли там в шторм. Они приехали поездом из Петрозаводска за два дня до окончания лагерной смены, которая оказалась такой трагичной. Москва встречала этих ребят, оставшихся живыми, как самых дорогих гостей.
Задолго до прихода поезда рядом с вокзалом выстроились 10 автобусов с надписью "дети". А еще целый кортеж машин ДПС, МЧС и скорой помощи вплоть до реанимобиля для сопровождения. "Ребята пережили такой стресс, надо быть готовыми ко всему", - пояснила "РГ" первый замруководителя департамента труда и соцзащиты населения Ольга Грачева. Руководитель департамента Владимир Петросян ехал с ребятами из самого Петрозаводска. Выехав в Карелию по поручению мэра Москвы Сергея Собянина сразу после известия о трагедии с московскими детьми во время шторма на Сямозере, он принял решение школьников там больше не оставлять. В дорогу отправился вместе с ними.
На перроне поезд поджидали в основном социальные работники: во избежание лишней суеты на вокзале именно им решили доверить встречу ребят и развоз их по округам. Договорились, что родители будут ждать их там, поближе к дому. Но самым настойчивым, кто хотел лично получить сына или дочку в руки прямо из вагона, уступили: сказали, приходите, встречайте.
...До прихода поезда осталось пять минут. Ждем его рядом с Людмилой Дрониной. У нее два взрослых сына и младшенькая дочка, 13-летняя Танюшка. В прошлом году она уже отдыхала в Сямозере, вернулась в восторге. "В этом году просилась сразу на две смены, но мне не хотелось отпускать ее из дома так надолго, сошлись на одной смене, - вспоминает женщина. - Но теперь уж точно никуда одну не отпущу, да она и говорит: все, буду сидеть у твоей юбки". О трагедии в лагере Людмила узнала от дочери на второй день: Таня позвонила и говорит: мама, у нас тут такое... Сама же девочка накануне почувствовала себя неважно, пошла в медпункт и ей сказали остаться в лагере. Людмиле бы радоваться, что все обошлось, а она все еще как струна от мысли, что и ее дочь, как и другие дети, могла не выплыть. Наконец показывается поезд, вот и 23-й вагон, в котором должна приехать Таня. Не увидев ее с первой минуты, Людмила начинается метаться: где же? И вот наконец девочка летит: "Мама!" Они обнялись так крепко, как будто и впрямь с этой минуты решили не расставаться никогда в жизни.
Соцработники брали за руки ребят, вышедших из вагона, так же крепко, как родители, и так, не выпуская их, по три - четыре ребенка уводили к автобусам. Владимир Петросян уходил с платформы одним из последних.
Карелия приходит в себя после шока, связанного с трагедией в детском лагере "Парк-Отеля "Сямозеро". Возбудили несколько уголовных дел, в качестве обвиняемых - пятеро взрослых людей, включая директора лагеря Елену Решетову, ее зама Вадима Виноградова и студентов Петрозаводского педагогического колледжа. Молодые люди работали здесь в качестве то ли вожатых, то ли инструкторов - Людмила Васильева, Регина Иванова и Валерий Круподерщиков.
Оказывается, 19-летние студенты вообще не должны были там работать. По крайней мере, об этом официально заявил министр образования Карелии Александр Морозов.
- Мы ехали в лагерь вожатыми. По документам договора и вовсе были кураторами, но по каким-то причинам становились инструкторами, хотя соответственного образования не имеем. Мы не умеем управлять лодками, не умеем выживать в условиях экстремальных ситуаций. Нам сказали, что мы должны обеспечить отдых детей и занимать их в течение дня, однако каждый день случались ЧП, но руководство закрывало глаза, - говорит студентка колледжа Ксения.
Лагерь был переполнен. Детей принимали сверх нормы. Один отряд и вовсе не существовал, его разместили в гостинице парк-отеля.
- На любые вопросы директору лагеря о безопасности она отвечала: "Мы единственный лагерь на территории России с таким статусом, у нас все в порядке", - говорит девушка.
Подтверждает слова Ксении и Инна, заявляя, что данная практика в колледже считалась обязательной и за непрохождение грозило отчисление. "Каждый из вожатых действовал под руководством Вадима Виноградова и Елены Решетовой, без них никто не мог предпринимать каких-либо действий", - сообщает Инна.
Поэтому студенты сами не принимали решения по организации водного путешествия в район Пятиостровья - причалить к одному острову, переночевать там, потом отправиться к другому. Им дали указание.
Местные жители, которые первыми пришли на помощь детям, в том числе и Владимир Дорохов, были удивлены, что ребят отправили в такую непогоду, называли это самоубийством. Итогом путешествия стали перевернувшиеся лодки. Большому плоту, на котором поместились 25 ребят и двое вожатых, повезло, его прибило к одному из островов. Их обнаружили по ярким спасательным жилетам, развешенным на елках. Как рассказал государственный инспектор группы патрульной службы МЧС Артур Галушин, они их заметили в бинокль. Вожатые разожгли костер, всех накормили.
Кстати, о порядках в лагере в "Парк-отеле "Сямозеро" рассказывали уже не единожды. С этим в прошлом году разбирались и в администрации Пряжинского муниципального района, на территории которого он расположен. Туда неоднократно жаловались родители на плохое питание, условия проживания. Жители близлежащей деревни Сяргилахта заявляли, что лагерь незаконно огородил часть территории, не допускает на пляж местных. Когда же глава Эссойльского сельского поселения Андрей Ореханов собрался побывать в лагере, его даже не пустили.
- Ежегодно на территории творится сплошное безобразие, - поделился с журналистами глава поселения. - На это невозможно смотреть. Помимо цивилизованных корпусов, там стояли сиротливые рваные палатки. Внутри постельное белье сырое, а в некоторых палатках оно вообще отсутствовало. Дети просились домой. И мы совместно с районной администрацией пригласили комиссию, в состав которой вошли представители Роспотребнадзора, ФСБ, полиции, министерств здравоохранения и образования, а также Карельского союза защиты детей. Это было в прошлом году. Лагерь набрал детей и в нынешнем. Только Москва заключила контакт на десятки миллионов рублей. Так проверяли ли лагерь "Парк-Отель "Сямозеро" в 2016 году?
Заместитель премьер-министра Карелии Валентина Улич в конце мая заявила, что положение с детскими лагерями контролируется, все предписания выполнены. Но как раз к действиям надзорных органов высказывали претензии на оперативных совещаниях в МЧС Карелии.
Пока идет следствие, студенты Петрозаводского педагогического колледжа собирают подписи под петицией в защиту своих однокурсников. Они опасаются, что именно их сделают главными виновными в трагедии на озере Сямозеро.
- Владимир Аршакович, следствие, как известно, продолжается. Но вы для себя сделали вывод, что же стало причиной гибели ребят?
Владимир Петросян: Сделал, конечно. В основе ее лежит элементарное разгильдяйство, дошедшее в данном случае до преступной халатности со стороны администрации лагеря и, в частности, человека, который отвечал за организацию поездки на воде. Мы выяснили там, на месте, что штормовое предупреждение все-таки было. Это подтверждают и дети, не верить которым у нас нет оснований, хотя работники лагеря по-прежнему отказываются это признать. Детей повезли на авось, уверенные, что шторм, если и будет, продлится от силы минуту-две, как там часто бывает, и они в него могут не попасть. Вот это преступное авось и привело к такой страшной трагедии.
- Что может сделать город для того, чтобы подобные ЧП стали больше невозможны в принципе?
Владимир Петросян: Нам срочно нужно отказаться от электронных аукционов, в ходе одного из которых "Парк-Отель Сямозеро" и стал победителем, когда наш департамент разыгрывал организацию отдыха для ребят из малообеспеченных и многодетных семей. В ходе такого аукциона информация о победителе становится известной только после того, как он выиграет, и мы вынуждены работать в дальнейшем именно с ним. Таковы правила, которые диктует 44-й Федеральный закон. А если бы мы могли воспользоваться 223-ФЗ, по которому организуются конкурсы, то еще на стадии подготовки город мог бы прописать свои требования, например, к опыту работы учреждения, профессиональной подготовке его сотрудников и т.д. Сейчас это невозможно. С предложением изменить правила мы будем выходить к законодателям.
- Вот вы сейчас побывали в том лагере, где случилась эта беда. Ваше впечатление?
Владимир Петросян: Материальная база у него не просто хорошая. Лучшая в Карелии, так считают организаторы юношеского туризма и в самой республике. Но нормального хозяина в лагере нет. Например, в туалетах на унитазах нет крышек. Скажете, мелочь? Это в детском-то учреждении! Да и контракт они с Москвой нарушают. В нем, в частности, записано, что дети должны проживать в комнатах, где на них приходится по 4 кв. м на человека. Захожу в одно из помещений. Вроде все хорошо, просторно, уютно, для четверых нормально. Спрашиваю у ребят: вас тут четверо? Нет, оказывается, шестеро. А где же еще двое спят? Мальчишки достают из-под кроватей еще два складных спальных места, оказывается, спят они в два яруса. С "Сямозером" мы контракт расторгаем раз и навсегда.
А впредь, я это решил для себя уже, будем выбирать лагеря с очень активным участием родителей и самих ребят, как мы делаем, определяя места отдыха детей-инвалидов. Сначала изучаем их мнение на сайте департамента, в социальных сетях, где дети-инвалиды уже отдыхали. Просим их оценить по единой шкале буквально все от момента встречи в аэропорту или на вокзале до организации питания, качества медицинских и реабилитационных услуг, доступности среды и до проводов домой. И только с лагерями, которые высоко оценили москвичи, заключаем контракты и даем путевки в них детям.
- Следствие произвело выемку документов в департаменте. Как вы это оцениваете?
Владимир Петросян: Как нормальную работу следственных органов, которым мы оказываем всяческое содействие. Нам скрывать нечего. Если будут выявлены какие-то недостатки, будем исправлять.
- Вот вы 160 детей привезли в разгар летних каникул в город. Досрочно. Еще почти 700 должны были выехать в "Парк-Отель Сямозеро" во вторую и третью смены. Что им теперь, так в Москве в жару и сидеть?
Владимир Петросян: Почему? У нас есть много предложений от разных лагерей, и наши специалисты уже работают над тем, чтобы обеспечить всех нуждающихся путевками.
- Как город помогает пострадавшим семьям?
Владимир Петросян: Я понимаю, что уменьшить боль их потери невозможно. Но все меры поддержки, которые город может оказать, мы оказываем. Мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о выделении по 1 млн руб. семьям, в которых дети погибли, и по 300 тыс. пострадавшим. Мы готовы начать выдавать эти деньги хоть сегодня. Но, судя по всему, родителям пока не до этого - они готовятся к похоронам. Их тоже оплатит город из своего бюджета по 100 тысяч на человека. Первая траурная церемония состоится уже завтра, а все остальные до конца этой недели. Искреннее мое соболезнование не чиновника, многодетного отца родителям, потерявшим детей. И благодарность правительству Карелии, сотрудникам МЧС и железнодорожникам, которые пришли на помощь Москве в этой беде.
В алтайском крае отдых детей на опасной реке закончился трагедией: трое подростков утонули, четверых успели спасти. Тело одной из погибших до сих пор не найдено. Компания подростков из села Ануйское Смоленского района отправилась купаться на Ануй. Ребята облюбовали место в трех километрах от села с хорошим пляжем. Но чтобы добраться до него, нужно перебраться на другой берег вброд. Взявшись за руки и выстроившись в цепочку, семеро подростков стали переходить реку по мелководью. Неожиданно мальчик, идущий первым, оступился и потянул за собой всех остальных. Дети стали тонуть в глубоком месте с сильным течением. На помощь им бросились отдыхающие. Четверых удалось спасти, а вот трех ребят унесло течением. Трое суток понадобилось спасателям, чтобы найти тела 12-летнего мальчика и 14-летней девочки. - Их унесло за 10 километров от места трагедии. 13-летняя девочка до сих пор не найдена. Ребенка продолжают искать 150 человек - спасатели, полиция, волонтеры. Следственные органы устанавливают все обстоятельства трагедии и дадут оценку действиям взрослых, допустивших купание детей в неположенном месте без присмотра.
А в Белгородской области возбуждено уголовное дело о гибели ребенка в детском оздоровительном лагере, сообщили в региональном следственном управлении СКР. 10-летний мальчик утонул во время купания в селе Замостье Грайворонского района. Группа из 20 воспитанников детского лагеря Добросельской школы в возрасте 6-14 лет приехала на реку на автобусе в сопровождении двух воспитателей. После того как дети искупались, взрослые не досчитались одного подопечного. Воспитатели извлекли тело 10-летнего школьника из воды, но, несмотря на оказанную на месте происшествия помощь, спасти его не удалось.
Подготовили Татьяна Кузнецова (Барнаул), Антон Валагин (Белгород)