Несмотря на то что пока не найдено ни одного документа, подтверждающего факт рождения этой женщины в Казани, корреспондент "РГ" после многолетних поисков нашла ту ниточку, которая могла бы привести к разгадке самой большой тайны Галы.
Ходят ли верблюды по Казани?
Среди работ художника-наинивиста из Татарстана Альфрида Шаймарданова ему особо дорога картина "Сальвадор Дали в Казани". Написать картину Шаймарданова подвигло последнее интервью признанного гения сюрреализма, которое Дали согласился дать в 1985 году советскому журналисту Владимиру Верникову.
По признанию репортера, он долго добивался встречи с Дали, но все время получал отказ, пока не нашел "ключ" к мастеру, соврав, что, как и Гала, родом из Казани. Приманка сработала. Дали снизошел до интервью, перехватив инициативу: "А вы давно были в Казани? Там до сих пор по улицам ходят верблюды? Об этом часто вспоминала моя жена..."
О том, что жена Дали Гала (настоящее имя Елена Ивановна (Дмитриевна) Дьяконова) была мастерицей придумывать легенды, ни для кого не секрет. Собственно, поэтому факт ее рождения в Казани до сих пор вызывает сомнение. Так действительно ли Гала все придумала?
Альфрид Шаймарданов просто уверен в одном, что верблюды, гуляющие по Казани, не вымысел. И в казанских газетах столетней давности действительно можно найти новости, что купцы часто доставляли свой товар в город на верблюдах. Так что яркая картинка - караван, бредущий по улицам Казани, - могла отложиться в памяти маленькой девочки.
Рождение легенды
О музе Сальвадора Дали написано немало книг. И авторы многих из них тиражируют миф о рождении Галы в Казани, разбавляя его невероятными подробностями.
Так, в своей книге французская журналистка Доминик Бона пишет, что Елена родилась в Казани 26 августа 1894 года в семье чиновника министерства сельского хозяйства Ивана Дьяконова и его жены Антонины (в девичестве Деулиной). Но отца девочка не помнила. Воспитанием Елены, двух старших братьев и младшей сестры занимался московский адвокат Дмитрий Гомберг. Из-за большой любви к приемному отцу Елена якобы даже сменила свое отчество с Ивановны на Дмитриевну.
Крайне любопытную информацию я нашла у Мередит Этеринг-тон-Смит в книге "Сальвадор Дали". Автор утверждает, что законный отец Галы (имеется в виду Иван Дьяконов) исчез, отправившись в Сибирь на золотодобычу. Так как ее мать не могла вступить в повторный брак, то она сожительствовала с казанским адвокатом.
В книге "Мой муж - Сальвадор Дали" Юлия Бекичева пишет, что мать Галы Антонина получила диплом акушерки, но никогда не работала по специальности.
Не остались в стороне и казанские краеведы. Максим Глухов в "Казанском ретролексиконе" говорит, что Гала училась в Казани в Ксенинской гимназии. А Ренат Бикбулатов долгие годы искал следы музы Дали в адресных и метрических книгах города, но безрезультатно. В поисках разгадки он добрался до села Антоновка в Камском Устье, где, по предположению, могла появиться на свет будущая знаменитость.
Революционерка Дьяконова
Отрабатывая версии, я изучила с лупой весь архив Казанской женской гимназии имени великой княгини Ксении Александровны, который сохранился до наших дней, он находится в Национальном архиве Татарстана. Но только в одной ведомости (за 1904-1905 годы) упоминается девочка с похожим именем - Елена Дьякова. За ее учебу в приготовительном классе родители внесли годовую плату в размере 20 рублей.
В "Адрес-календаре Казанской губернии на 1905 год" я наткнулась на упоминание о некоем Иване Дьяконове - инспекторе народных училищ, акцизном контролере Уездного комитета попечительства о народной трезвости. Кроме того, выяснила, что в Казани было министерство земледелия и государственных имуществ Казанской губернии. Но чиновник Дьяконов там не числился.
Как обнаружилось позже, пошла по ложному следу. Пока в руки случайно не попал редкий экземпляр библиографического словаря "Деятели революционного движения в России", изданный в 1934 году. Листая справочник, я споткнулась на знакомой фамилии, обнаружив справку о революционерке Антонине Петровне Дьяконовой (Деулиной). Сомнений в том, что это мать Галы, не было. Полностью совпадали фамилия, имя и отчество. Кроме того, в справке сказано, что в 1891 году Антонина Дьяконова вышла замуж (гражданским браком) за студента Гомберга.
Информацию для словаря в далеких 30-х коллегия авторов собирала по крупицам в Ленинградском центральном историческом архиве, в Архиве революции и внешней политики в Москве и в архиве Всесоюзного общества политкаторжан, где хранятся полицейские циркуляры, составленные на революционеров, находящихся под негласным контролем и секретным наблюдением. Сведения о Дьяконовой-Деулиной собирали ищейки Департамента полиции, которые следили за каждым шагом поднадзорной. Понятно, что в словарь вошла лишь выжимка из доносов. Но это та ценная информация, от которой можно оттолкнуться.
Акушерка из Лихачевского роддома
Впервые под полицейский надзор мать Галы попала в 1885 году, когда "произнесла дерзкие слова в адрес царя". Она была арестована по подозрению в подстрекательстве студентов к беспорядкам. В то время она заведовала библиотекой "костромского кружка" социалистов-революционеров.
Полицейские сводки подтверждают, что Антонина Деулина родилась в 1868 году в семье томского купца Петра Деулина. В "Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири" можно найти информацию, что в 1873 году этот купец получил свидетельство, разрешающее золотой промысел в Западной Сибири. То есть в словах Галы про родню-золотодобытчиков есть доля истины.
В своих донесениях жандармы докладывают, что Антонина Петровна вышла замуж за земского заседателя Барнаульского округа Томской губернии Дьяконова, правда, не упоминают дату венчания. Зато нам доподлинно известно, что в 1888 году она оставила мужа и уехала из Сибири в Москву.
Антонина Петровна действительно окончила акушерские курсы в Первопрестольной. Сыщики оставили нам свидетельства того, что женщина работала по специальности. В 1890-1891 годах ее взяли на службу в Лихачевский родильный дом Казани. Прожив здесь около года, она снова переехала в Москву и стала открыто жить вместе со студентом Дмитрием Гомбергом.
Антонина вернулась в Казань только в 1894 году и прожила здесь еще год. И это самые ценные для нас сведения. Елена Дьяконова родилась в августе 1894 года, то есть в то время, когда ее мать как раз проживала в Казани.
Несмотря на то что Гала носила фамилию Дьяконова, судя по данным полиции, присяжный поверенный Иван Дьяконов не имел к ней никакого отношения. Можно на 99 процентов быть уверенными, что настоящим отцом Елены действительно был Дмитрий Гомберг, чем, собственно, и объясняется, почему Гала предпочла взять его отчество.
Даже по этим скудным сведениям несложно представить, какой отчаянной женщиной была мать Галы. Стоит ли удивляться, в кого пошла Елена Дьяконова.
Это пока только версия. Тонкая ниточка, ведущая к разгадке тайны рождения музы Сальвадора Дали. Чтобы подкрепить ее, придется перелопатить не один том архивных документов в Томске, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, а также за пределами России.
"Дома" Галы в Казани:
- Дом Василия Аксенова. В Казани считают, что Елена Дьяконова родилась в доме на улице Грузинской (ныне перекресток Карла Маркса и Муштари), который известен тем, что здесь жила семья писателя Василия Аксенова. Говорят, что Дьяконовы жили в этом доме до 1905 года, но подтверждения тому нет.
- Дом на Поперечно-Горшечной. Старожилы уверяют, что Галу часто видели в доме, где жил основатель казанской школы акушерства и гинекологии, профессор Казанского университета Виктор Груздев. Ныне это дом №20 на улице Маяковского.
- Дом Ушковой. Ходят упорные слухи, что Гала приезжала в Казань по наследственным делам и поселилась в знаменитом доме Ушковой, где сейчас располагается Национальная библиотека РТ. А соседом ее был не кто иной, как известный ученый Евгений Завойский.