Однако для таких преобразований подходит далеко не каждое небесное тело. Вторая Земля должна находиться в "зелёной зоне" - на оптимальном удалении от своей звезды. И обладать гравитацией, не превышающей земную, чтобы человек и животные могли нормально передвигаться. Остальные условия так или иначе можно откорректировать: атмосферу создать, воду привезти, поверхность нагреть. В Солнечной системе самый вероятный кандидат на эту роль - Марс: он не слишком удалён от Солнца, там приемлемая гравитация, а ещё полярные льды - прекрасный источник воды и парниковых газов.
Перед тем как приступить к терраформированию Марса, на нём нужно обосноваться. Для этой цели лучше всего построить небольшую базу с изолированной от внешней среды экосистемой и замкнутым циклом жизнеобеспечения.
Попытку создания подобной базы уже предпринимали в 1990-е годы в США. В пустыне Аризона компания Space Biosphere Ventures построила "Биосферу-2" - огромный комплекс закрытых оранжерей общей площадью в 1,5 гектара с различными биомами, встречающимися на Земле: пустынями, саваннами, лесами и даже миниатюрным океаном. Там высадили 46 видов съедобных растений, запустили коз, свиней, кур, в водоёмы - рыбу. Солнечную энергию для фотосинтеза растений обеспечивала прозрачная крыша, переработку отходов выполняли черви и почвенные бактерии. Система вентиляции и водный цикл были отрезаны от внешней среды.
Было проведено два эксперимента, в которых приняли участие восемь и семь человек соответственно. Первый длился с 1991 по 1993 год. И провалился: в оранжереях расплодилось огромное количество насекомых, многие растения зачахли, уровень кислорода упал - людей и скот пришлось эвакуировать. Второй эксперимент начался в марте 1994-го и через полгода из-за недостатка финансирования был свёрнут.
Подобный опыт есть и у нашей страны, правда, не столь грандиозный. В 1970-е годы красноярский Институт физики имени Л.В. Киренского АН СССР построил "БИОС-3" - жилой модуль малого объёма (всего 315 м3), рассчитанный на трёх человек. Экспериментаторам удалось наладить замкнутый цикл воздухо- и водоснабжения. 80% пищи давали зерновые и плодовые культуры, растущие внутри модуля, остальные 20% составляла еда из припасов. Эксперимент продолжался 180 дней, как и планировалось, и закончился без эксцессов. Работа над этим проектом сейчас возобновляется.
Начинать терраформирование следует, конечно, с создания плотной атмосферы, подобной земной, что невозможно без жидкой воды и оптимальной температуры. Эти факторы неотделимы друг от друга и могут присутствовать только в совокупности.
Пожалуй, самый популярный способ - бомбардировка Марса кометами или астероидами. В разное время эту идею высказывали физик, астроном и футуролог Митио Каку, астробиолог из NASA Крис Маккей, а также инженер и основатель Марсианского общества Роберт Зубрин.
Этот вариант наиболее близок к естественному, если принять гипотезу, что на Земле жидкая вода и атмосфера появились именно вследствие падения огромного количества обледенелых комет. При падении значительная часть кометы или метеорита плавится либо испаряется, а в воздух поднимаются тучи пыли. В результате множества мощных ударов поверхность планеты оказывается окутана парниковыми газами, которые разогревают её и растапливают вековые ледники.
Логичный, казалось бы, способ, но очень непростой в реализации. Во-первых, пока непонятно, как перенаправлять кометы и астероиды, чтобы они били точно в цель - по поверхности Марса. Во-вторых, и это главный контраргумент, Красная планета не обладает достаточным тяготением для поддержания постоянной атмосферы, поэтому её придётся регулярно обновлять. И, в-третьих, подобные манипуляции чреваты сильным перегревом или переохлаждением планеты, а результат не поддаётся точному прогнозу.
Ещё одну идею, как создать на Марсе подходящую для жизни атмосферу, предложил в прошлом году американский изобретатель и предприниматель Илон Маск. Хорошо бы, сказал он, взорвать на полюсах Красной планеты мощные термоядерные заряды. В результате из полярных льдов испарятся вода и углекислый газ. Сначала они образуют плотную атмосферу, со временем за счёт концентрации парниковых газов поверхность планеты нагреется, и на ней появится жидкий океан.
Такой способ гораздо проще в исполнении, чем перенаправление комет и астероидов. Однако грозит сильнейшим радиоактивным заражением. По сути, Марс ничем не будет отличаться от Земли, перенёсшей атомную войну… И вряд ли кто-то захочет там поселиться, разве что любители постапокалипсиса.
Что и говорить, первые два способа создания атмосферы на Марсе смущают своей жёсткостью и агрессивностью. Однако всё тому же Митио Каку принадлежит более мягкая и безопасная концепция терраформирования Красной планеты - постройка и запуск на полюсах Марса термоядерных реакторов. Они так же разогреют и растопят полярные льды. Вода является распространённым теплоносителем на атомных станциях, что даже упростит задачу: марсианские ледники можно будет использовать как рабочее тело.
Такой подход убережёт планету от страшных взрывов, потрясений и заражения радиоактивными веществами. Хотя, надо признать, топить марсианские полярные шапки придётся не одно столетие. А сколько понадобится времени, чтобы построить и наладить безопасное обслуживание таких термоядерных реакторов? Об этом и подумать страшно.
Ещё один мягкий способ сотворения атмосферы на Марсе - это строительство и равномерное распределение по поверхности планеты 100-150 заводов, производящих парниковые газы метан и фреон. Как считают Зубрин и Маккей, при бесперебойной работе таких фабрик атмосферу нужной плотности удастся создать в течение 10-30 лет.
Инженеры сделали ставку именно на эти газы, потому что они почти не повлияют на будущую экосистему, но вместе с тем вызовут сильный парниковый эффект, достаточный для жизнедеятельности производящих кислород автотрофов - организмов, синтезирующих органические вещества из неорганических.
Схожую идею высказал в книге "Физика будущего" и Митио Каку. Его выбор пал опять же на метан и фреон, встречаемые на Марсе, а также аммиак, который затем можно будет переработать и использовать в качестве удобрения.
Чтобы запустить процесс глобального потепления с последующим образованием атмосферы, можно использовать орбитальные зеркала. Их нужно расположить вблизи Красной планеты и направить отражённые ими солнечные лучи прямо на вековые льды.
Опыт создания космических зеркал у землян уже есть, правда, не очень успешный: в 1990-е годы Роскосмос запускал на околоземную орбиту аппараты "Знамя-2" и "Знамя-2,5". На первом аппарате складной 20-метровый парус из светоотражающей металлизированной плёнки толщиной в несколько десятков микрон удалось развернуть - и даже запустить с его помощью на Землю солнечного зайчика шириной примерно 8 км. Второй парус диаметром 25 метров раскрыть не удалось. Изначально был запланирован ещё один запуск - "Знамя-3", но после неудач с предыдущими экспериментами его отменили.
Подобные проекты предлагали и другие страны, однако успешными результатами пока никто не похвастался. Вероятно, эта задача не входит в приоритеты ни одной космической программы, что, впрочем, неудивительно - есть в космосе дела и поважнее.
Чтобы растопить ледники Марса, понадобится система зеркал - каждое по несколько километров в диаметре. Допустим, через сотню лет мы научимся создавать такие, ещё через какое-то время сможем доставлять их к Марсу, успешно разворачивать и настраивать. Что ж, пока время терпит.
И, пожалуй, последний, едва ли не самый безопасный способ атмосферотворения. Он тоже завязан на игре со светом - предполагает покрытие полярных марсианских шапок толстым слоем пыли, дабы они меньше отражали солнечные лучи и постепенно таяли.
Но откуда взять эту пыль? Везти с Земли слишком трудозатратно. Проще собрать с естественных спутников Марса Фобоса и Деймоса. Они, как и большинство относительно небольших безатмосферных космических булыжников, целиком и щедро покрыты реголитом (рыхлым сыпучим грунтом, похожим на песок). Это делает альбедо (коэффициент отражения) спутников очень низким - всего 0,07 (для сравнения: у Земли альбедо в среднем равен 0,31, у Марса - 0,16). Так что можно предположить, что реголита с поверхности спутников Красной планеты хватит сполна.
По расчётам исследователей из Университета Макгилла (Канада), при уменьшении альбедо полярных шапок с 0,77 до 0,73 (всего лишь на четыре сотые) ледники целиком растают за пару сотен лет.
Допустим, воспользовавшись одной из перечисленных идей, плотную атмосферу на Марсе мы всё-таки создадим. Следом за этим нужно будет срочно насытить её кислородом, необходимым людям и остальным земным формам жизни.
Профессор Эдинбургского университета, директор Центра астробиологии Великобритании Чарльз Кокелл полагает, что при наличии на Красной планете воды, подходящей температуры и надёжного атмосферного купола нужно задействовать цианобактерии. Это превосходные одноклеточные фотосинтетики, ответственные за "кислородную катастрофу", изменившую состав атмосферы нашей планеты. Их главные достоинства - неприхотливость и высокая скорость воспроизводства. Для размножения им нужна вода, поэтому оптимальный вариант - заселить ими все водоёмы на планете вплоть до луж. Но будьте осторожны: некоторые виды этих бактерий вместо кислорода выделяют токсичные вещества.
Ещё один способ генерации кислорода предложен Элеонорой Роббинс из Университета Сан-Диего (США). Суть метода заключается в заселении увлажнённого марсианского грунта анаэробными железовосстанавливающими бактериями, способными высвобождать кислород из оксидных соединений железа и марганца.
Марсианский грунт почти на 15% состоит из оксидов железа - они и придают поверхности планеты характерный охристо-красный оттенок. Для некоторых видов бактерий, таких как Geobacter metallireducens, эти соединения - идеальный источник энергии, микробы восстанавливают их до гидроксидов, попутно выделяя кислород. Образовавшиеся таким путём смешанные гидроксиды железа имеют зеленоватый оттенок. Так что если мы решимся терраформировать Марс в соответствии с этой концепцией, нужно быть готовым к тому, что он поменяет цвет с красного на серо-зелёный или бурый.
Как только мы насытим кислородом атмосферу, можно будет приступать к развитию сельского хозяйства на Марсе. В первую очередь следует заселить грунт водорослями, бактериями, грибами и другими микроорганизмами. Со временем в процессе жизнедеятельности они образуют перегной - плодородный гумусовый слой почвы. И тогда мы сможем заняться разведением жизни посложнее: посадим клевер, потом картошку и прочую полезную растительность, запустим на свои марсианские поля и луга овец и коров…
Осторожно! Не пытайтесь повторить описанные выше приёмы (особенно ядерные взрывы) у себя дома - на Земле. И воздержитесь пока от планов по переезду на Марс. Чтобы сделать его пригодным для жизни, перечисленных модификаций, конечно, недостаточно. Прежде всего, до всяких преобразований, необходимо усилить магнитное поле и гравитацию планеты, иначе создаваемая на ней атмосфера будет всё время улетучиваться. А способы решения этой титанической задачи не готовы предложить даже самые умные фантазёры.