Ставка ФРС напрямую влияет на стоимость кредитов, которые американский регулятор выдает банкам для пополнения резервов. Ее изменение прямо и косвенно отражается на экономике страны, в том числе на инфляции, потребительском спросе, инвестициях в промышленность. Учитывая, что США - единственные эмитенты доллара, решение по ставке отражается и на мировой экономике, в том числе на стоимости валют и сырья.
Ставка ФРС последний раз начала снижение осенью 2007 года, а спустя 15 месяцев упала почти до нулевого уровня (см. инфографику). К этому моменту монетарные власти решили начать программу количественного смягчения (QE1), то есть запустили печатный станок для выкупа обесценившихся долгов крупных корпораций. Затем последовало еще две серии - QE2 и QE3, целью которых сначала была покупка казначейских, а затем и ипотечных облигаций.
Впрыскивание столь большого количества денег в экономику при низких ставках постепенно начало создавать угрозу формирования очередных финансовых пузырей и компаний-зомби (они находятся на грани банкротства и нуждаются в финансовой поддержке государства, могут обслуживать проценты по кредитам, но не сам долг). "Соответственно, желание повысить ставку больше продиктовано опасениями по поводу возникновения кризиса в сфере кредитования, чем экономической необходимостью", - считает Андрей Кочетков из "Открытие Брокер".
"Условия для повышения ставки ФРС не столь однозначные. С одной стороны, рынок труда США чувствует себя уверенно. Безработица удерживается ниже пяти процентов, - продолжает он. - Но инфляция еще далека от целевого уровня ФРС (два процента)". Из 12 голосующих членов FOMC шесть готовы серьезно обдумать возможность поднятия ставки на заседании 21 сентября. Велика вероятность, что при таком раскладе на повышение ФРС не пойдет, но может как минимум ужесточить тон риторики в сопроводительном заявлении, дав четкие намеки на возможность поднятия ставки в декабре, добавляет аналитик ГК ТeleTrade Михаил Поддубский.Такой сценарий может привести к укреплению доллара и на время снизить интерес инвесторов к развивающимся рынкам и валютам развивающихся стран.
Если ставку повысят, это будет "неприятным сюрпризом": скорее всего, начнется распродажа в рисковых активах (в том числе в российских акциях, а также на рынке нефтяных фьючерсов), а также падение цен на золото, говорит старший аналитик АТОН по облигациям Яков Яковлев. Если ставку оставят без изменений, но бенефициаром станет золото: цели в районе 1400-1450 долларов за унцию сохраняют актуальность, говорит Поддубский.
Коррективы могут внести другие события - встреча производителей нефти в Алжире 26-28 сентября, выборы в США 8 ноября, неопределенность в экономике КНР, добавляет Кочетков: любое решение приведет к краткосрочному всплеску волатильности, но в долгосрочном плане это событие "уже отыграно".